Раймонд Паулс: планов у меня теперь даже больше, чем 20 лет назад
Известному композитору 12 января исполнится 80 лет
РИГА, 11 января. /Корр. ТАСС Евгений Антонов/. Популярный латвийский композитор, народный артист СССР Раймонд Паулс полон творческих сил и планов "даже больше, чем 20 лет назад". Об этом он рассказал в интервью ТАСС накануне своего 80-летия, которое маэстро отметит 12 января.
Популярный латвийский композитор, народный артист СССР Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге. За свою жизнь маэстро написал несколько сотен песен, музыку для театра и кино, мюзиклов, стал выдающимся джазовым пианистом и дирижером. Он также состоялся как политик: был министром культуры, советником президента Латвии и депутатом сейма (парламента) страны. Паулс является кавалером российского ордена Почета.
"Концерты за концертами идут, - сказал Паулс. - Жанровыми ограничениями я не связан. Если бы я был, как модно было говорить в советские времена, песенник, тогда да. Но мне это уже не интересно. В своем возрасте я хочу находиться там, где я подхожу, а подхожу я лучше всего для оркестра".
Он рассказал, что отметит свой юбилей концертом в Национальном театре в Риге.
"Я отобрал самые лучшие номера из многих написанных мною пьес. Их переложили для большого оркестра, и теперь они наконец прозвучат, как и были задуманы. Будет целое отделение, 18-20 таких номеров из разных моих спектаклей, которые в свое время шли с большим успехом", - сказал композитор, отметив, что его творческая активность с годами только увеличивается.
Подробнее в интервью
- С каким настроением вы подходите к 80-летию?
- Стараюсь об этом не думать. Зачем мне эта дата и эти юбилеи? Я никогда их не праздную. Если бы я сидел дома больной, никому не нужный, было бы другое дело. А у меня сейчас планов даже больше, чем было 20 лет назад, концерты за концертами идут.
Жанровыми ограничениями я не связан. Если бы я был, как модно было говорить в советские времена, песенник, тогда да. Но мне это уже не интересно. В своем возрасте я хочу находиться там, где я подхожу, а подхожу я лучше всего для оркестра. Я стал очень много выступать как пианист. Раньше я как-то на второй план отодвигал свою игру на рояле. А потом оказалось, что я сделал ошибку. Мне надо было все время играть. Вижу по приему публики, что это вызывает эмоции, и это меня поддерживает.
На Латвийском радио мы создали очень сильный биг-бенд, с которым можно играть джаз. Только что отыграл три концерта с симфоническим оркестром. В Театре русской драмы в Риге мы стремимся сделать веселенький спектакль по Оскару Уайльду… Это большой творческий диапазон, и меня это успокаивает.
- Какой из ваших проектов сейчас занимает больше всего времени?
- Главное сейчас - это так называемый юбилейный концерт, который я буду играть в Национальном театре в Риге 12 января. Я отобрал самые лучшие номера из многих написанных мною пьес. Их переложили для большого оркестра, и теперь они наконец прозвучат, как и были задуманы. Будет целое отделение, 18-20 таких номеров из разных моих спектаклей, которые в свое время шли с большим успехом.
- Что вас вдохновляет на такую интенсивную работу?
- Какую-то роль здоровье играет. Вот только с рукой что-то неладное, но в остальном ничего "криминального" нет. Я не знаю, в какой день "получу по голове", но однажды это произойдет. Но пока этого не случилось, тому, кто наверху, я могу только сказать спасибо.
- Наибольшую популярность у российской публики вам принесли песни…
- Я в свое время был очень рад встретиться с хорошими поэтами - это Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Илья Резник. Некоторых из которых, увы, уже нет. С ними мы сделали много популярных песен. Кроме того, в 1980-е годы я встретил много хороших исполнителей. Меня не волнует, что это было советское время: там было очень много хорошего. Мы играли, пели, танцевали…
Даже сегодня я с радостью исполняю некоторые их тех песен, например "Любовь настала", "Миллион алых роз", "Старинные часы". Особенно в то время гремела песенка "Листья желтые". Это был такой легкий шлягер.
Но все это уже история. Последняя работа у меня была на стихи Евтушенко, это была песня "Я люблю тебя больше природы", которую Интарс Бусулис исполнил на "Евровидении" (латвийский певец выступил с этим произведением на конкурсе "Евровидение" в Москве в 2009 г. - прим. ТАСС).
- Вы поддерживаете связь с современными исполнителями в России?
- Я на это уже не иду. Сейчас другое поколение. Появился стандарт коммерческих радио, этот так называемый формат… У них своя цель, но это довольно однообразный стиль, который мне не особенно близок. Так что никаких контактов нет. Во время "Новой волны" я смотрел молодых исполнителей, но чтобы меня кто-то особенно увлек - такого не было.
Сейчас я в основном работаю на местном рынке. Стараюсь играть то, что мне нравится, - лирические, сентиментальные мелодии, которые я особенно люблю исполнять на рояле. Меня по инерции приглашают на "Песню года", но мне это уже не особенно интересно.
- Многие ваши песни существуют на двух языках - и на латышском, и на русском. Вам самому какие из этих версий нравятся больше?
- Так трудно сказать: стихи очень отличаются. Иногда, когда я рассказывал содержание своей песни на латышском языке русским поэтам, они на меня так криво смотрели и говорили: "Нет, это не пойдет". Яркий пример - песня "Миллион алых роз". Латышский текст очень красивый, немножко в народном стиле. А Вознесенский написал слова к этой песне так, что все стали говорить, будто она посвящена одному грузинскому художнику, пошли легенды.
Стихи на русском очень отличаются: другой менталитет и совсем другой подход. Это не плохо - это очень хорошо! Просто совсем по-другому. Это как если попробовать стихи на английский перевести: содержание получится совсем другим.
- В своей карьере вы достигли множества высот. Есть ли у вас какая-то нереализованная профессиональная мечта?
- Я всегда думал о том, почему исполнителям и в России, и у нас в Латвии не удается выйти на международную арену. Есть российский рынок, громаднейшая территория, и это очень хорошо. Потому что в Латвии рынка нет - тут 3-4 нормальных зала, и на этом все. Либо ты идешь на Восток и поешь на русском языке, либо на Запад, но тогда надо переходить на английский.
Но там нас никто абсолютно не ждет - в отличие от серьезной музыки. Вот где наши на самом верху: прекрасные оперные певцы, дирижеры суперкласса. Но в поп-музыке добиться успеха не может никто.
- А вам бы этого хотелось?
- Ну, в принципе, каким-то образом надо было туда влезть. Почему в классике мы можем, а тут нет? Но это очень сложно. Если Элтон Джон напишет песню, она станет интернациональной. А если мы - она пойдет либо на российский рынок, либо на наш. Но тут не рынок, а толкучка маленькая.
- Вы ранее говорили, что в феврале в России запланирован ваш юбилейный концерт. Приедете?
- Посмотрим. Планировали на февраль, но тот зал, о котором шла речь, как будто забронирован, что будет - непонятно. Там проснутся, как всегда, в последнюю неделю и начнется сумасшедший дом. Причем я совсем не стремлюсь, чтобы этот концерт у меня состоялся, не особенно это волнует.
- Но вы же сами только что сказали, что Россия - это огромный рынок. И вас в России любят!
- Это другое дело. Я думал сделать, как это делается во всем мире. Собирается в один день Пугачева, Леонтьев, Вайкуле, и чтобы без особых капризов. Дай Бог, чтобы так и было. А если начнется, как всегда: кто будет первый петь, кто второй, почему он две песни спел, а я одну… Я все это уже прошел. Смотрю на это довольно подозрительно.
- В какой компании вы отметите свой день рождения?
- С музыкантами и актерами в Национальном театре. С ними меня связывают старые дружеские отношения. Театр сегодня - единственное место, где еще можно что-то сделать. Концерты проводить стало очень дорого: освещение, звук, аренда зала… Начинается выклянчивание у спонсоров. Я смеюсь: после концерта я должен 20 минут говорить спасибо. У меня вся спина мокрая, я играл два часа, а все равно должен кому-то 20 минут спасибо за помощь говорить.
Я на это все смотрю с легкой улыбкой. Сейчас все будут ставить эту красивую цифру "80" и кайфовать, будут опять фальшивые высказывания: "Как вы хорошо выглядите!" и вопросы: "Как вы так сохранились?".
- Что вы на это ответите?
- А что я могу ответить? Я не знаю, как. Вот недавно я с огромным удовольствием посмотрел концерт двух американских суперзвезд. Одному около 90 лет - это Тони Беннет, история, период Синатры. А его партнерша - Леди Гага, современная звезда. И поют вдвоем джаз: элегантно, супер!
Там нет никаких декораций. Просто два профессионала, которые поют. И один из них в таком вот возрасте: тоже хорошо сохранился…
Вот хорошо, что так можно. И я так постараюсь.
Инструментальная музыка Раймонда Паулса
Ваш браузер не поддерживает HTML аудио
Ваш браузер не поддерживает HTML аудио
Ваш браузер не поддерживает HTML аудио
Ваш браузер не поддерживает HTML аудио