11 ЯНВ, 15:00

Раймонд Паулс: планов у меня теперь даже больше, чем 20 лет назад

Известному композитору 12 января исполнится 80 лет

РИГА, 11 января. /Корр. ТАСС Евгений Антонов/. Популярный латвийский композитор, народный артист СССР Раймонд Паулс полон творческих сил и планов "даже больше, чем 20 лет назад". Об этом он рассказал в интервью ТАСС накануне своего 80-летия, которое маэстро отметит 12 января.

О композиторе

Популярный латвийский композитор, народный артист СССР Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге. За свою жизнь маэстро написал несколько сотен песен, музыку для театра и кино, мюзиклов, стал выдающимся джазовым пианистом и дирижером. Он также состоялся как политик: был министром культуры, советником президента Латвии и депутатом сейма (парламента) страны. Паулс является кавалером российского ордена Почета.

"Концерты за концертами идут, - сказал Паулс. - Жанровыми ограничениями я не связан. Если бы я был, как модно было говорить в советские времена, песенник, тогда да. Но мне это уже не интересно. В своем возрасте я хочу находиться там, где я подхожу, а подхожу я лучше всего для оркестра". 

Он рассказал, что отметит свой юбилей концертом в Национальном театре в Риге. 

"Я отобрал самые лучшие номера из многих написанных мною пьес. Их переложили для большого оркестра, и теперь они наконец прозвучат, как и были задуманы. Будет целое отделение, 18-20 таких номеров из разных моих спектаклей, которые в свое время шли с большим успехом", - сказал композитор, отметив, что его творческая активность с годами только увеличивается.

Подробнее в интервью

- С каким настроением вы подходите к 80-летию?

- Стараюсь об этом не думать. Зачем мне эта дата и эти юбилеи? Я никогда их не праздную. Если бы я сидел дома больной, никому не нужный, было бы другое дело. А у меня сейчас планов даже больше, чем было 20 лет назад, концерты за концертами идут.

Жанровыми ограничениями я не связан. Если бы я был, как модно было говорить в советские времена, песенник, тогда да. Но мне это уже не интересно. В своем возрасте я хочу находиться там, где я подхожу, а подхожу я лучше всего для оркестра. Я стал очень много выступать как пианист. Раньше я как-то на второй план отодвигал свою игру на рояле. А потом оказалось, что я сделал ошибку. Мне надо было все время играть. Вижу по приему публики, что это вызывает эмоции, и это меня поддерживает.

На Латвийском радио мы создали очень сильный биг-бенд, с которым можно играть джаз. Только что отыграл три концерта с симфоническим оркестром. В Театре русской драмы в Риге мы стремимся сделать веселенький спектакль по Оскару Уайльду… Это большой творческий диапазон, и меня это успокаивает.

- Какой из ваших проектов сейчас занимает больше всего времени?

- Главное сейчас - это так называемый юбилейный концерт, который я буду играть в Национальном театре в Риге 12 января. Я отобрал самые лучшие номера из многих написанных мною пьес. Их переложили для большого оркестра, и теперь они наконец прозвучат, как и были задуманы. Будет целое отделение, 18-20 таких номеров из разных моих спектаклей, которые в свое время шли с большим успехом.

- Что вас вдохновляет на такую интенсивную работу?

- Какую-то роль здоровье играет. Вот только с рукой что-то неладное, но в остальном ничего "криминального" нет. Я не знаю, в какой день "получу по голове", но однажды это произойдет. Но пока этого не случилось, тому, кто наверху, я могу только сказать спасибо.

- Наибольшую популярность у российской публики вам принесли песни

- Я в свое время был очень рад встретиться с хорошими поэтами - это Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Илья Резник. Некоторых из которых, увы, уже нет. С ними мы сделали много популярных песен. Кроме того, в 1980-е годы я встретил много хороших исполнителей. Меня не волнует, что это было советское время: там было очень много хорошего. Мы играли, пели, танцевали…

Даже сегодня я с радостью исполняю некоторые их тех песен, например "Любовь настала", "Миллион алых роз", "Старинные часы". Особенно в то время гремела песенка "Листья желтые". Это был такой легкий шлягер.
Но все это уже история. Последняя работа у меня была на стихи Евтушенко, это была песня "Я люблю тебя больше природы", которую Интарс Бусулис исполнил на "Евровидении" (латвийский певец выступил с этим произведением на конкурсе "Евровидение" в Москве в 2009 г. - прим. ТАСС).

- Вы поддерживаете связь с современными исполнителями в России?

- Я на это уже не иду. Сейчас другое поколение. Появился стандарт коммерческих радио, этот так называемый формат… У них своя цель, но это довольно однообразный стиль, который мне не особенно близок. Так что никаких контактов нет. Во время "Новой волны" я смотрел молодых исполнителей, но чтобы меня кто-то особенно увлек - такого не было.

Сейчас я в основном работаю на местном рынке. Стараюсь играть то, что мне нравится, - лирические, сентиментальные мелодии, которые я особенно люблю исполнять на рояле. Меня по инерции приглашают на "Песню года", но мне это уже не особенно интересно.

- Многие ваши песни существуют на двух языках - и на латышском, и на русском. Вам самому какие из этих версий нравятся больше?

- Так трудно сказать: стихи очень отличаются. Иногда, когда я рассказывал содержание своей песни на латышском языке русским поэтам, они на меня так криво смотрели и говорили: "Нет, это не пойдет". Яркий пример - песня "Миллион алых роз". Латышский текст очень красивый, немножко в народном стиле. А Вознесенский написал слова к этой песне так, что все стали говорить, будто она посвящена одному грузинскому художнику, пошли легенды.

Стихи на русском очень отличаются: другой менталитет и совсем другой подход. Это не плохо - это очень хорошо! Просто совсем по-другому. Это как если попробовать стихи на английский перевести: содержание получится совсем другим.

- В своей карьере вы достигли множества высот. Есть ли у вас какая-то нереализованная профессиональная мечта?

- Я всегда думал о том, почему исполнителям и в России, и у нас в Латвии не удается выйти на международную арену. Есть российский рынок, громаднейшая территория, и это очень хорошо. Потому что в Латвии рынка нет - тут 3-4 нормальных зала, и на этом все. Либо ты идешь на Восток и поешь на русском языке, либо на Запад, но тогда надо переходить на английский.

Но там нас никто абсолютно не ждет - в отличие от серьезной музыки. Вот где наши на самом верху: прекрасные оперные певцы, дирижеры суперкласса. Но в поп-музыке добиться успеха не может никто.

- А вам бы этого хотелось?

- Ну, в принципе, каким-то образом надо было туда влезть. Почему в классике мы можем, а тут нет? Но это очень сложно. Если Элтон Джон напишет песню, она станет интернациональной. А если мы - она пойдет либо на российский рынок, либо на наш. Но тут не рынок, а толкучка маленькая.

- Вы ранее говорили, что в феврале в России запланирован ваш юбилейный концерт. Приедете?

- Посмотрим. Планировали на февраль, но тот зал, о котором шла речь, как будто забронирован, что будет - непонятно. Там проснутся, как всегда, в последнюю неделю и начнется сумасшедший дом. Причем я совсем не стремлюсь, чтобы этот концерт у меня состоялся, не особенно это волнует.

- Но вы же сами только что сказали, что Россия - это огромный рынок. И вас в России любят!

- Это другое дело. Я думал сделать, как это делается во всем мире. Собирается в один день Пугачева, Леонтьев, Вайкуле, и чтобы без особых капризов. Дай Бог, чтобы так и было. А если начнется, как всегда: кто будет первый петь, кто второй, почему он две песни спел, а я одну… Я все это уже прошел. Смотрю на это довольно подозрительно.

- В какой компании вы отметите свой день рождения?

- С музыкантами и актерами в Национальном театре. С ними меня связывают старые дружеские отношения. Театр сегодня - единственное место, где еще можно что-то сделать. Концерты проводить стало очень дорого: освещение, звук, аренда зала… Начинается выклянчивание у спонсоров. Я смеюсь: после концерта я должен 20 минут говорить спасибо. У меня вся спина мокрая, я играл два часа, а все равно должен кому-то 20 минут спасибо за помощь говорить.

Я на это все смотрю с легкой улыбкой. Сейчас все будут ставить эту красивую цифру "80" и кайфовать, будут опять фальшивые высказывания: "Как вы хорошо выглядите!" и вопросы: "Как вы так сохранились?".

- Что вы на это ответите?

- А что я могу ответить? Я не знаю, как. Вот недавно я с огромным удовольствием посмотрел концерт двух американских суперзвезд. Одному около 90 лет - это Тони Беннет, история, период Синатры. А его партнерша - Леди Гага, современная звезда. И поют вдвоем джаз: элегантно, супер!
Там нет никаких декораций. Просто два профессионала, которые поют. И один из них в таком вот возрасте: тоже хорошо сохранился…

Вот хорошо, что так можно. И я так постараюсь.

Инструментальная музыка Раймонда Паулса

Ваш браузер не поддерживает HTML аудио

Еще не вечер

Ваш браузер не поддерживает HTML аудио

Вернисаж

Ваш браузер не поддерживает HTML аудио

Шерлок Холмс

Ваш браузер не поддерживает HTML аудио

Ночной костер

 

Аудиозаписи предоставлены ФГУП "Фирма "Мелодия"

Читать на tass.ru
Теги