Дмитрий Быков: Эко наводил мостки между российской и европейской филологической наукой
Литературовед назвал писателя наследником Тынянова и учеником Якобсона
МОСКВА, 20 февраля. /ТАСС/. Умберто Эко был одним из основоположников постмодернизма, наводил мостки между русским и европейским структурализмом, а в своих романах, статьях и выступлениях разоблачал квазирелигиозные теории заговоров.
Об этом ТАСС рассказал литературовед Дмитрий Быков, комментируя уход писателя из жизни - Умберто Эко скончался 20 февраля в возрасте 84 лет.
Большой ученый
"Умберто Эко прославился как один из основоположников европейского структурализма - самой строгой науки о литературе. Как единственный, по большому счету, прямой наследник Тынянова и ученик Якобсона, как человек, который в анализе истории литературы, анализе текстов продвинулся необычайно глубоко. Не говоря уже о том, что он - один из отцов термина "постмодернизм", теории постмодернизма. Автор книги "Поэтика Джойса", которая определила во многом главные методы изучения романа", - рассказал Быков.
Он отметил, что Эко - один из немногих людей в Европе, которые "наводил мостки" между русским и европейским структурализмом и много сделал для преодоления российской изоляции в период железного занавеса.
"Эко посещал московские семиотические кружки, дружил с Ивановым, Жалковским, выводил этих людей из-за железного занавеса на всемирную арену. Для преодоления изоляции российской Эко сделал очень много", - отметил Быков. По его мнению, Эко был, прежде всего, "большой ученый, поэтому огромные пласты действительности, которые он исследовал, были ему открыты". "Методами филологического анализа Эко подходил к фашизму, к теории заговора", - пояснил собеседник агентства.
Выдающийся романист и просветитель
Быков напомнил, что Эко очень поздно начал издаваться, после 50 лет, и именно благодаря ему началась мода на интеллектуальный детектив.
"Имя розы" был первым манифестом европейского научного романа. И вся мода на средневековые тайны, игру с древними символами, на истории, разворачивающиеся в монастырях, якобы детективные, на самом деле чрезвычайно познавательные, вообще вся мода на интеллектуальный детектив связана, прежде всего, с именем Эко. "Имя розы" - это выдающееся художественное высказывание, отстаивающее право человека на разум, свободу, смех", - отметил Быков.
Не менее знаменитая и значимая, по его мнению, книга Эко - "Маятник Фуко", в которой впервые сделана попытка показать и разоблачить теорию заговора. "Это как бы конспирологический роман, разоблаченный изнутри. Потому что лучше, чем Эко, над теорией заговоров не издевался никто. Он эту тему продолжил в "Пражском кладбище", - отметил Быков.
"Его романы были не только блестящими стилизациями, но они были и замечательной борьбой с идиотами всех мастей", - считает собеседник агентства.
Быков отметил и третий аспект деятельности Эко - публицистику. "Он писал свои бесконечные колонки, много выступал, занимался неутомимым просветительством, и в этом направлении сделал много. Заговор идиотов и невежд, которые все время живут квазирелигиозными заговорами, вот против них Эко был отважным борцом. Он очень много сделал для того, чтобы позиции дураков во всем мире ослабели, и, конечно, заменить его некем".