Пианистка Работкина: русская школа игры на фортепиано - самая уважаемая в мире
"В наши дни исполнителям приходится изощряться и находить особые пути, чтобы привлечь слушателя на концерт", - заявила ТАСС пианистка
НЬЮ-ЙОРК, 21 марта. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Русская школа игры на фортепиано - самая узнаваемая и уважаемая в мире. Это подчеркнула в интервью ТАСС пианистка Дарья Работкина, которая в воскресенье впервые выступила с сольным концертом в нью-йоркском музыкальном театре Армор Холл (Armor Hall). Концерт прошел при полном аншлаге.
Особая школа обучения
"Я всегда буду себя считать русской пианисткой, хотя мне также удалось воспользоваться прекрасной возможностью американского обучения, - отметила Дарья. - Однако русская школа игры не только существует, но и является до сих пор самой узнаваемой и уважаемой в мире". По ее словам, во многом, школа отличается от других ранним профессиональным обучением детей, чего нет на Западе, в США. Кроме того, "в Америке нет и единого подхода к раннему музыкальному обучению, как в России, поэтому методы обучения трудно сравнивать". "Отличие состоит также в том, что музыка в США часто воспринимается заодно с другими интересными занятиями, например, спортом. В России, как правило, если ты серьезно занимаешься музыкой, то больше ни на что просто не остается время", - добавила пианистка.
Дарья Работкина выступает в США с 1999 года. Нынешняя концертная программа под названием "Страсть в классических пропорциях" состоит из произведений Вольфганга Моцарта, Фредерика Шопена, Мануэля де Фальи, Сергея Рахманинова, а также ее отца и первого педагога - профессора Казанской консерватории, пианиста Сергея Работкина. "Часть программы несет в себе отпечаток классического стиля - это ясность формы, прозрачность фактуры, а другая часть провоцирует слушателей визуально, яркими образами и определенной сюжетностью", - поясняет Дарья.
Женщина-пианистка - это серьезно
Работкина - концертирующий музыкант. Она считает, что "успешные женщины-пианистки далеко не редкость". Не так давно она сама стала мамой и признается, что, "несмотря на увеличившиеся трудности, оставаться в хорошей исполнительской форме всегда можно". "В этом смысле я не могу себе делать поблажек, потому что, имея даже 4-месячного ребенка, доказала, что можно и новую сольную программу выучить и даже открыть сезон симфонического оркестра, - отмечает пианистка. - Стоит ли оно того - каждому решать по-своему, и обстоятельства у всех разные, но женщина в силах продолжать профессиональную деятельность, если она к ней серьезно относится". Она признает, что "некоторые современные пианистки пытаются выделиться на сцене откровенной женственностью, объясняя это желанием привлечь больше молодежи в концертные залы". "Но, по-моему, это - дешевый и тупиковый подход, который только унижает роль женщины за роялем, - считает Дарья. - В музыкальном смысле я разделяю исполнение не на по половому признаку, а, скорее, на слабое и на мощное".
Работкина отметила, что американская публика часто приходит на ее концерты не только с желанием вновь услышать классические произведения, но и познакомиться именно с русской пианисткой. В связи с этим сама Дарья с сожалением отмечает, что на концерты в Россию ее приглашают реже, чем за рубежом.
Новое время диктует новые условия общения с публикой
В целом, по ее мнению, последние десятилетия "классическая музыка находится в довольно обидной изоляции от популярных видов деятельности". "Залы в США действительно заполняются, в основном, пожилыми слушателями, - посетовала пианистка. - Не могу предсказать, улучшится ли ситуация в будущем, но в наши дни исполнителям приходится изощряться и находить особые пути, чтобы привлечь слушателя на концерт". "Раньше можно было одеться в черное, поставить в программу длинные шедевры, отрешенным взглядом окинуть зал, и вечер бы удался, - вспоминает Дарья. - Но на данном этапе к классической музыке в США требования более развернутые: надо выглядеть ярко, составлять такую программу, которая обязательно заинтересует даже нетребовательного слушателя, а также делиться своими музыковедческими знаниями с публикой, несмотря на волнение. Таким образом, исчезает ощущение своей особенности, и на смену приходит здоровое чувство понимания, ответственности перед слушателем, стирается граница между артистом и публикой". "Я считаю, что это - довольно положительная динамика в развитии классического искусства", - подчеркнула она.
В настоящее время Дарья проживает в Америке, поскольку в свое время приехала в Штаты, чтобы совершенствоваться игре у известного пианиста Владимира Фельцмана. Кроме выступлений в сольных программах и совместно с оркестрами, Работкина ведет и преподавательскую деятельность - как для взрослых американцев, так и школьников. Дарья также сочиняет собственные музыкальные произведения, постоянно включает в свою программу новые произведения. "Никогда нельзя давать ржаветь сердцу, рукам и мозгу", - подчеркивает она.
Дарья Работкина родилась в Казани, закончила Казанскую консерваторию, одновременно получая музыкальное образование в Нью-Йорке в Маннес-колледже. В 2012 году завершила обучение в докторантуре. Она - лауреат многочисленных международных премий и конкурсов.