5 МАЯ, 14:34

Востоковед: найденная в Крыму гробница с христианскими и исламскими символами уникальна

"Это уникальный пример межэтнического культурно-религиозного взаимодействия", - отметил Марк Крамаровский, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 мая. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Найденная в Крыму гробница неизвестного интеллектуала, на которую нанесены одновременно христианские и мусульманские символы, является уникальным примером культурно-религиозного взаимодействия. Об этом сообщил участникам международной научно-практической конференции "Наследие Золотой Орды в государственности и культурных традициях народов Евразии" Марк Крамаровский, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа.

"Это уникальный пример межэтнического культурно-религиозного взаимодействия. Он говорит о признании авторитета человека знания со стороны разных общин Золотоордынского города Солхат в Крыму, где сделана находка", - сказал он, передает корреспондент ТАСС.

По словам Крамаровского, помимо христианских и мусульманских символов (крест - символ Христа и лампа - символ Аллаха), нанесенных на торцы гробницы, на ее центральной части по-арабски высечены слова: "Кто скромен с людьми, того Аллах возвысит" и "Тот, кто оставляет после себя знания, не умрет". Гробница, как рассказал ТАСС Крамаровский, возглавляющий уже много лет Золотоордынскую археологическую экспедицию Эрмитажа, была обнаружена в 70-е годы. Сейчас она хранится в Эрмитаже. Он продемонстрировал фотографии археологической находки участникам конференции, отметив, что она "абсолютно уникальна", "больше нигде в мире не найдено столь красноречивых подтверждений активного культурно-религиозного взаимодействия".

По словам Крамаровского, установить личность человека, который был столь уважаем и мусульманами, и христианами, ученым не удалось. Захоронение датируется серединой XIV века.

Город Солхат с населением около 8 тысяч человек располагался на востоке центральной части Крымского полуострова. "Первоначально между тремя его общинами - христианской, мусульманской и иудейской существовало равновесие, полиэтническое поселение скреплялось общей хозяйственной деятельностью. Затем, в эпоху Мамая, мусульманская община стала доминировать", - отметил ученый. Он также пояснил, что тип распространенного здесь ислама соответствовал не центрально-азиатскому, а румейскому (сельджукскому) и продолжал развиваться в Крыму уже после падения Рума (располагался в восточной части полуострова Малая Азия).

Конференция проходит в рамках дней мусульманской культуры в Петербурге с 27 апреля по 6 мая. Мероприятия включили петербургскую премьеру фильма иранского режиссера Маджида Маджиди "Мухаммад - Посланник Всевышнего", курсы повышения квалификации для мусульманского духовенства, экскурсии и Этнографический музей и Институт восточных рукописей и всероссийский конкурс чтецов Корана.

Читать на tass.ru
Теги