Национальная библиотека Израиля обещает сделать достоянием общественности рукописи Кафки
Председатель совета директоров библиотеки Давид Блумберг заявил, что Высший суд справедливости Израиля просил "сделать все возможное для предоставления общественности широкого доступа к архиву"
ТЕЛЬ-АВИВ, 9 августа. /Корр. ТАСС Андрей Широков/. Национальная библиотека Израиля пообещала сделать достоянием общественности архив немецкоязычного писателя Франца Кафки (1883-1924), точку в восьмилетнем споре о принадлежности рукописей которого поставил в понедельник Высший суд справедливости Израиля. Об этом сообщил во вторник в опубликованном заявлении председатель совета директоров Национальной библиотеки еврейского государства Давид Блумберг.
"Суд обратился к Национальной библиотеке с просьбой сделать все возможное для предоставления общественности широкого доступа к архиву, и библиотека выполнит это указание суда", - указал Блумберг.
Завещание писателя
Борьба за рукописи писателя велась много лет. Франц Кафка завещал свои работы близкому другу - Максу Броду, чтобы тот уничтожил их после его смерти. Возлюбленная писателя, Дора Диамант, в отличие от Брода, уничтожила находившуюся у нее часть рукописей Кафки, которые он ей оставил. Но Брод, вовремя оценивший литературный вклад друга, не подчинился воле писателя и взял другую часть рукописей с собой в Палестину, куда он бежал из Праги от преследований нацистов в 1939 году. Именно Брод организовал посмертную публикацию многих творений Кафки, несмотря на то, что писатель завещал "уничтожить рукописи, не читая". Среди них - принесшие посмертную славу Кафке произведения "Замок" и "Процесс".
Брод скончался в Израиле в 1968 году, все его собственные бумаги вместе с рукописями Кафки остались у его секретарши Эстер Хоффе. Она должна была "опубликовать его работы и проследить, чтобы после ее смерти литературное состояние Кафки было отдано на хранение в подходящее учреждение", сказано в записях суда. В понедельник в третий и последний раз израильский суд отклонил претензии дочерей и внучек Хоффе, которые утверждали, что архив находится в их собственности, так как им завещала его секретарша Брода. По утверждению дочерей, архив стал даром Брода Хоффе, поэтому принадлежит им по праву. Однако еще в ходе предыдущих этапов разбирательства суд счел, что рукописи не могут считаться подарком, так как акт дарения не был оформлен. Кроме того, как указала Национальная библиотека еще в первом иске, Брод завещал своему секретарю передать его бумаги в дар какому-либо общественному архиву или библиотеке самое позднее - сразу после ее смерти.
Попытки продажи
Но Хоффе не только не передала документы как дар, но даже продала часть бумаг из архива, хранящегося в двух частях в банковских ячейках в Цюрихе и Тель-Авиве. Еще в 1973 году после того, как стало известно, что Хоффе предлагала рукописи Кафки заграничным аукционам, генеральный прокурор Израиля предупредил ее, что, "по воле Брода, она не должна распоряжаться ни одним из документов". После смерти Хоффе в 2007 году наследницы решили продать еще одну часть рукописей, но это намерение было опротестовано в суде израильской Национальной библиотекой.
Среди рукописей, состоящих из десятков тысяч страниц - личный дневник Брода, заметки Кафки, переписка писателя с Бродом и литераторами, среди которых - Стефан Цвейг и Шин Шалом.