Монументальные полотна из особняка Штиглица впервые покажут публике и экспертам
На протяжении полутора веков полотна не были введены в научный оборот и не значились в каталогах и исследованиях
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 октября. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Монументальные - во всю стену - живописные полотна "Возвращение с охоты" Александра фон Лицен-Майера и Александра Вагнера и "Концерт, или Полуденный отдых при дворе Марии Медичи" Ханса Макарта впервые представят экспертам и публике на выставке в Главном штабе Государственного Эрмитажа. Об этом сообщили журналистам в пресс-службе СПбГУ, пояснив, что полотна переданы музею на время ремонта в особняке барона Штиглица на Английской набережной, а само здание, которое является объектом культурного наследия федерального значения, передано в 2011 году СПбГУ на праве оперативного управления.
"Ранее неизвестные экспертам полотна Ханса Макарта и Морица фон Швинда, Александра фон Вагнера, Александра фон Лицен-Майера найдены минувшим летом в особняке барона Александра Штиглица, находящемся в оперативном управлении Санкт-Петербургского государственного университета. Их представят на выставке "Немецкая и австрийская живопись XIX века" в Главном штабе Государственного Эрмитажа", - сказали в пресс-службе.
Почему работы известных художников оказались неизвестными
Специалисты полагают, что 13 живописных работ, вывезенных из особняка Штилица в Эрмираж, были специально заказаны бароном для оформления дворца на Английской набережной. И именно поэтому на протяжении полутора веков они не были введены в научный оборот, не значились в каталогах и исследованиях.
Два полотна имеют колоссальные размеры - 3,58 х 5,5 м и выяснилось, что они не проходили ни двери, ни в окна особняка, когда было принято решение о передаче их Эрмитажу и стали обсуждаться варианты транспортировки. Поэтому было решено намотать эти холсты на специальную 7-метровую деревянную "катушку", подцепить ее и вынести краном через окно третьего этажа. Полотна сняли, обеспылили, уложили на слой бумаги "лицом вниз", освободили от подрамников и крепежных гвоздей, расправили кромки и намотали на вал. Второе полотно сшили с первым, кромками, стык в стык - так, чтобы они составляли единое целое. Остальные полотна оставили на подрамниках, так как они прошли в дверные проемы.
О существовании живописных полотен в особняке Штиглица еще в 80-е году узнал хранитель эрмитажного собрания немецкой живописи XIX-ХХ веков Борис Асварищ. Ему удалось попасть в особняк Штиглица, осмотреть картины, привлечь внимание к неправильным условиям их хранения - долгое время здание, у которого постоянно менялись арендаторы и владельцы, стояло неотапливаемым, в то время как живопись требует определенных условий: температура воздуха - 18-20 градусов по Цельсию и влажность - 40-50%, без резких перепадов. Первая попытка вывезти картины на хранение в Эрмитаж была предпринята в середине 1990-х годов. Тогда была проведена первая реставрация полотен, но место их нахождения не изменилось, и доступа к полотнам не было даже у искусствоведов.
Особенности показа
Шесть из 13-ти вывезенных в Эрмитаж картин будут представлены на открывающейся во вторник выставке. Для их размещения использовали зал-трансформер. Его стены снабжены поворотным механизмом и могут разворачиваться в зал как лицевой, так и тыльной стороной. Поэтому при необходимости провести в зале другие временные выставки, стены повернут, скроют на время сокровища из особняка Штиглица.
В Эрмитаже картины останутся до окончания ремонтных и реставрационных работ в особняке, а затем вернутся на туда.
Трудная судьба дворца
Особняк на Английской набережной был построен по проекту архитектора Александра Кракау в 1859-1862 годах для барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884), крупного финансового деятеля, инициатора создания Центрального училища технического рисования и музея при нем. Для дворца использовали стены стоявших здесь до того жилых домов - корабельного мастера Ивана Немцова и купца Михаила Сердюкова. В 1887 году дворец выкупили в казну для младшего сына Александра II Павла Александровича, так он стал великокняжеским.
Его семья жила здесь до 1891 года, когда супруга Великого князя Павла Александровича Греческая королевна Александра Георгиевна скончалась после родов второго ребенка. Павел Александрович переехал в Царское Село и вновь женился, а детей Марию и Дмитрия Павловичей передали на воспитание бездетной родной сестре императрицы великой княгине Елизавете Федоровне. Дмитрий Павлович в последствие прославился участием в убийстве Григория Распутина.
В 1917 году особняк попал в распоряжение Русского общества заготовления снарядов и военных припасов. В 90-х годах здание реставрировалось для компании "ЛУКОЙЛ", в 2011 году передано в оперативное управление СПбГУ.