Третьяковка повысит меры безопасности на время выставки произведений из Музеев Ватикана
Также, во избежание давки в залах, вход будет осуществляться по сеансам, причем одновременно находиться на выставке смогут максимум сто человек
МОСКВА, 23 ноября. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Крупнейшая в мире выставка из собрания Музеев Ватикана - "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана", на которой представлены произведения Беллини, Рафаэля и Караваджо, откроется для публики в Инженерном корпусе Третьяковской галереи 25 ноября. В связи с ее проведением в музее повысят меры безопасности. Об этом ТАСС рассказала в среду директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
"Мы увеличим меры безопасности на время проведения этой выставки. Будет больше смотрителей в залах, здесь постоянно будет находиться сотрудник службы безопасности музея, мы будем очень внимательно работать на входе и усилим там полицейские посты", - рассказала собеседница агентства.
Еще одна важная мера во избежание давки в залах - вход по сеансам, причем одновременно находиться на выставке смогут максимум сто человек. Вследствие этого все онлайн-билеты на выставку уже раскуплены до конца декабря, следующая партия поступит в продажу только 15 декабря.
По словам заместителя директора Музеев Ватикана Барбары Ятты, в таком объеме шедевры мировой живописи никогда не покидали Пинакотеку Ватикана, в коллекции которой находятся около 470 полотен. В Москву привезли десятую часть собрания, причем не из запасников, а из основной экспозиции.
"Вывоз этих изумительных шедевров создал для нас определенные проблемы, так как надо было чем-то заполнять экспозицию, посмотреть которую приезжает очень много людей со всего мира", - отметила Ятта на вернисаже выставки и добавила, что Музеи Ватикана в год посещает шесть миллионов человек, то есть более 20 тыс. в день.
Рим в Москве
Как сказал ТАСС куратор проекта, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Аркадий Ипполитов, проведение выставки "Roma Aeterna" ("Вечный Рим") было бы уместно в любом городе России. И особенно в Третьяковской галерее, потому что "все русское искусство пропитано Римом и об этом и рассказывает эта выставка, этому и посвящен отбор произведений".
В общей сложности в экспозиции представлено 42 произведения XII-XVIII веков. Открывают выставку икона XII века римской школы "Христос Благословляющий" и икона, аналогия древнерусских изображений Спаса Вседержителя - этот хрупкий образ хранит воспоминания о единстве православной и католической церквей до схизмы (раскола). На ней Иисус Христос изображен в образе Пантократора - Небесного Царя, и символически древняя икона связана с закрывающей экспозицию серией Донато Крети "Астрономические наблюдения" (1711 г.) с известными на тот момент планетами, которую когда-то отправили Папе Клименту XI в надежде на то, что он выделит деньги на строительство обсерватории.
А между ними картины, многие из которых находятся в очевидном даже для непрофессионалов диалоге друг с другом. Как, например, работы важнейших художников венецианского Ренессанса - "Оплакивание" Карло Кривелли и "Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной" Джованни Беллини. Здесь же - "Святой Франциск Ассизский" Маргарито ди Маньяно, написанный вскоре канонизации святого в 1228 году, а также яркие и светлые ангелы считающегося основателем римской школы Мерлоццо да Форли, эти фрески происходят из римской церкви Санти Апостоли.
В другом зале, дизайн которого по замыслу архитектора Сергея Чобана отсылает к площади Святого Петра, находятся небольшие алтарные приделы Рафаэля - "Вера" и "Милосердие". Здесь же "звучит" еще один мощный диалог между помещенными друг напротив друга масштабными полотнами - это "Положение во гроб" Караваджо, считающееся главным шедевром на выставке, и "Мученичество святого Эразма" Никола Пуссена.
По словам куратора, "они часто противопоставляются, но в одном зале вступают в диалог, говоря о Риме и римском духе, здесь становится видна их тонкая и сложная внутренняя связь".
Ответный жест
Выставка из Музеев Ватикана в Москве продолжит свою работу до 19 февраля, а в 2017 году Третьяковская галерея представит ответный выставочный проект с 70 произведениями русской живописи на евангельские сюжеты.
"Мы начинаем с древнерусской иконописи и заканчиваем художниками начала ХХ века, такими, например, как Наталья Гончарова. Нам хочется показать очень интересную картину интерпретации евангельских и библейских сюжетов в русском искусстве", - рассказала Трегулова.
По ее словам, этим проектом организаторы хотят показать, что русское искусство обладает собственной идентичностью и ценностью.