30 НОЯ, 14:16

Выставка "Голоса воображаемого музея Андре Мальро" откроет "Декабрьские вечера" в ГМИИ

Темой музыкального фестиваля станут "Традиции, диалог, метаморфозы"

МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. Музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера", задуманный более 30 лет назад Святославом Рихтером и Ириной Антоновой как симбиоз музыки и изобразительного искусства, в 36-й раз откроется в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 1 декабря. Об этом на пресс-конференции сообщила президент ГМИИ, куратор фестивальной выставки "Голоса воображаемого музея Андре Мальро" Ирина Антонова.

"Как всегда в конце года мы открываем "Декабрьские вечера". Святослав Теофилович Рихтер говорил: "У меня нет недостатка в залах, где я могу выступать, но если я прихожу в музей, надо быть связанным с миром музея". Он предлагал всегда делать выставки, которые корреспондируют с той музыкой, которая будет исполняться. В этот раз мы предложили выбрать музыкальные программы самим артистам", - сказала Антонова.

Ежегодно для фестиваля придумывается основная тема, которая раскрывается через музыкальные и живописные произведения. Так, например, выставку "Уильям Тернер. Свет и звук" из собрания лондонской галереи Tate Britain сопровождала музыка английских композиторов - Генри Перселла, Фрэнка Бриджа и Бенджамина Бриттена, а в программе "Мастера ХХ века" исполнение музыки Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Белы Бартока и Дмитрия Шостаковича дополняла книжная графика Анри Матисса из собрания Пушкинского музея и Эрмитажа.

На этот раз темой фестиваля станут "Традиции, диалог, метаморфозы", которые раскроются через произведения Штрауса, Баха, Прокофьева, Глюка, Моцарта, Равеля, Мусоргского, Шостаковича, Глинки, Чайковского, Бриттена, Бетховена, Мендельсона, Шнитке, Шуберта и других в сопровождении полотен, привезенных на выставку "Голоса воображаемого музея Андре Мальро" из мировых музеев - в частности, Лувра и Прадо.

Участники фестиваля

Музыкальную программу нынешних "Декабрьских вечеров" откроет выступление камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета, который стал одним из руководителей фестиваля после смерти Рихтера.

Перед гостями мероприятия выступят ансамбль солистов оркестра Большого театра, британский ансамбль The Tallis Scholars под руководством Питера Филлипса, французский ансамбль Le Pome Harmonique во главе с Венсаном Дюместром, Квартет имени Бородина, вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко, Денис Мацуев (фортепиано), Бель Шю из Китая (пипа), Клара-Джуми Кан из Германии (скрипка), Михаил Рудь из Франции (фортепиано), Ольга Кульчинская (сопрано), Ярослав Абаимов (тенор), Александр Князев (виолончель) и другие выдающиеся российские и зарубежные музыканты.

"Будет много восточной музыки, вместе с тем будут играть Бриттена, современную музыку и многое другое", - отметила Антонова.

Концепция "Воображаемого музея" Мальро

Название выставки происходит из концепции "Воображаемого музея" Мальро, писателя и министра культуры в правительстве Шарля де Голля. Он придумал через репродукции соединять произведения искусства, которые никогда в реальности не смогут быть вместе, и Мальро искал схожие черты в вещах, сделанных в разные эпохи. Например, изображения руки буддийского бодхисаттвы и аналогичной детали - руки святого на картине итальянского художника.

Кроме того, для Мальро был важен диалог между произведениями искусства и изучение перехода от сакрального к реальному. Этот принцип на выставке в ГМИИ, в частности, представлен полотнами "Артаксеркс, Аман и Эсфирь" Рембрандта и реалистичной "Сцена в таверне (крестьянская трапеза)" Диего Веласкеса.

Экспонаты

В общей сложности на выставке можно увидеть 200 экспонатов, размещенных в тематических разделах. В части "Многоликая древность", где демонстрируются произведения искусства африканского континента, индейцев, народов, населявших современную Россию и Гавайские острова. Среди экспонатов - множество сосудов, несущих в себе различные метафорические смыслы, животные тотемы, женские и мужские фигурки, коптские ткани. Из французского Музея Гиме на выставку приехал один из его главных экспонатов - Королева Джаяраджажеви кхмерского Средневековья, эту работу в разделе "От сакрального к идеальному" дополняют икона "Богоматерь Одигитрия" конца XIV века из Музея Рублева и "Портрет молодого человека" Антонелли да Мессины (1478 г.) из берлинских Государственных музеев.

В части "От идеального к реальному" можно увидеть "Портрет Луиса Марии Кистуэ-и-Мартинеса" Франсиско Гойи и картину "Святой Фома с копьем" Жоржа де Латура из Лувра, а также "Натюрморт с кувшинами (натюрморт с четырьмя сосудами)" Франсиско Сурбарана из Прадо. Завершает экспозицию раздел "На пути к модернизму", здесь демонстрируются "Метафизическая композиция с головой Юпитера" Джорджо де Кирико из Музея современного искусства города Парижа, "Портрет писателя Льва Николаевича Толстого" из Третьяковской галереи, "Натюрморт с пионами и секатором" Эдуарда Мане и "Клоунесса Ша-Ю-Као, артистка Мулен-Руж" Анри де Тулуз-Лотрек из Музея д’Орсэ.

Всего для выставки предоставили свои экспонаты 28 музеев, в том числе 17 европейских, и множество частных коллекций, подчеркнула директор ГМИИ Марина Лошак.

Выставка, располагающая к размышлениям

Антонова считает эту выставку, "располагающей к размышлениям". "Мальро говорил: "Шедевр ведет не властный монолог, а неумолкающий диалог". Надо давать зрителю толчок, тогда он начинает думать - это XVI век, а это ХХ, вроде одна тема, а почему так по-разному раскрывается? Здесь начинается то, что имеет прямое отношение к преобразованию художественного языка, то есть к сокровенному пониманию искусства", - сказала она ТАСС.

Фестиваль "Декабрьские вечера" продлится до 29 декабря. Экспозиция "Голоса воображаемого музея Андре Мальро" будет доступна посетителям до 12 февраля 2017 года.

Читать на tass.ru