25 СЕН, 09:24

В бухарестской "Элизабете" состоялась премьера "Вассы Железновой"

Режиссер спектакля Щербан Пую задействовал в спектакле в большинстве комедийных актеров, так как полагает, что даже в такой драме, как у Горького, должно оставаться место для улыбки

БУХАРЕСТ, 25 сентября. /Корр. ТАСС Николай Морозов/. Премьера спектакля "Васса Железнова" по пьесе Максима Горького с большим успехом прошла в театре "Элизабета" в румынской столице.

Режиссер Щербан Пую не только остановился на классической пьесе русского автора, считающегося к тому же основоположником социалистического реализма, но и поставил ее в абсолютно традиционной форме, без каких-либо привычных в сегодняшнем румынском театре модернистских ухищрений.

Авторский подход заметен в выделении режиссером из сложного сюжета "Вассы Железновой" лишь одной линии - детективной. Решение продиктовано не только коммерческими соображениями ("Элизабета" - частный театр), но и необходимостью уместить действие примерно в два часа. "Васса Железнова" живет в жестоком и коррумпированном мире, в котором сильные без колебаний уничтожают слабых, и она решила быть сильной", - указывается в программе.

Румынский вклад

Пую, известный как постановщик комедий, задействовал в спектакле в большинстве комедийных актеров. В результате в горьковской пьесе появился иронический оттенок, придающий ей более современный характер. "Это наш румынский вклад, - смеется режиссер. - Ведь румынская публика отличается от российской". Таким образом, жанр румынской "Вассы Железновой" можно определить как трагикомический триллер.

Восхищение вызывает вдохновенная игра актеров, которые исполняют свои роли на одном дыхании, с необыкновенной эмоциональной отдачей. В спектакле заняты как ветераны румынской театральной сцены, например, Адриана Трандафир, так и студенты-третьекурсники бухарестской Национальной академии театра и кино. Конечно, и персонажи Горького, который как никто умеет несколькими штрихами обрисовать яркие характеры, позволяют талантливым актерам раскрыть свой творческий потенциал.

"Горький - это писатель, который намного обогнал свою идеологию и свою эпоху, - сказал Пую в интервью корреспонденту ТАСС. - Поэтому, как и другие великие писатели, он остается современным в любую эпоху".

"С художественной точки зрения, я выбрал Горького, потому что его пьесы - это настоящие партитуры для актеров, а публика в Румынии изголодалась по настоящему актерскому мастерству, - продолжал режиссер. - Румынскому зрителю приелись авангардистские пьесы, где актеры являются лишь носителями определенных театральных идей. По сути, я пытаюсь вернуться к румынскому театру 70-80-х годов, который был театром историй, театром режиссерской интерпретации, театром текста".

"И, наконец, я выбрал Горького, чтобы расширить аудиторию театра "Элизабета". До сих пор мы поставили здесь шесть комедий, которые собирали полные залы. Теперь пора сделать новый шаг и, показать классическую пьесу, чтобы привлечь и другую категорию зрителей".

По словам Пую, его "Васса Железнова" это сценическая адаптация. "Я остановился на детективной стороне пьесы - хозяин компании умирает, и развертывается борьба за его состояние, в ходе которой наследники убивают друг друг, - рассказал режиссер. - Это как американский фильм, только он написан русским писателем. И, как всегда у русских, детективная история приобретает философскую глубину. Только мы двигаемся не от идей к действию, как в модернистском театре, а стараемся, чтобы идеи естественно вытекали из детективного сюжета".

Режиссер полагает, что даже в такой драме, как у Горького, должно оставаться место для улыбки.  "Ведь наш мир, на самом деле, - очень грустное место, - считает Пую. - Люди не хотят, чтобы в театре им объясняли, сколь некрасив человек, сколь он мелочен душевно, как много насилия в жизни, - они и так видят это каждый день. Это не значит, что театр должен обязательно показывать жизнь в розовом свете, но зрителю нужно позволить улыбнуться..."

Не только для эстетов

В Румынии сейчас преобладает экспериментальный театр, которым однако восхищаются лишь немногие эстеты, - говорит Пую. - На спектаклях же, которые нравятся широкой публике, они морщатся. Ну, а для меня важно, чтобы актеры реализовали свой талант, а зрители им аплодировали. Если театр понимают только три критика, два академика и четыре элитарных зрителя, то это - плохой театр. Мой учитель, большой румынский режиссер Ливиу Чулей говорил, что его спектакли "должны понимать и академик, и дворник".

"В результате возник парадокс! - восклицает постановщик. - Авангардистский театр в сегодняшней Румынии стал официальным. А я с моим классическим театром, практически плыву против течения. Но ведь должно быть ровно наоборот! В нормальной ситуации академический театр должен быть в мейнстриме, а театр экспериментальный - нарушать образцы и правила."

"Путем русского театра"

"По сути, я иду путем русского театра, который мне очень нравится, - признается режиссер. - Русский театр очень хорошо знают и любят в Румынии. Когда в страну приезжают русские труппы, то в кассах - аншлаг, а зрители стоят даже в проходах".

"В самой же Румынии классические пьесы ставятся крайне редко, - с сожалением отмечает Пую. - И, между прочим, обычно их ставит чудесный русский режиссер Юрий Кордонский. Впору перекреститься! Пьесы, которые любят зрители и обожают актеры, пьесы, которые остаются в репертуаре долгие годы, делает русский режиссер, приезжающий в Румынию раз в три года и делающий спектакли, которым все здесь радуются, потому что румынские режиссеры больше таких спектаклей не ставят!".

Читать на tass.ru
Теги