О людях и паровозах: крупнейший железнодорожный музей открывается в Санкт-Петербурге
Об уникальных локомотивах с почти двухвековой историей, вагонах, перевозивших сибирское масло, китайских императоров и советских революционеров — в репортаже ТАСС
Именно из Санкт-Петербурга в сторону Царского Села отправился первый в российской истории пассажирский поезд. Это произошло ровно 180 лет назад — 30 октября 1837 года. Музей Российских железных дорог откроется 1 ноября на новой территории вблизи Балтийского вокзала. Для этого было специально реконструировано бывшее локомотивное депо и построено новое здание.
К музею мы подходим под звуки прибывающих на Балтийский вокзал электричек. "Это настоящее локомотивное депо Петергофской дороги, открывшейся через двадцать лет после первой — Царскосельской, его очень бережно отреставрировали. Рядом — это не стадион, хотя современная часть музея издалека на него похожа. Весь музей был построен в рекордно короткие сроки", — рассказывает директор Музея Российских железных дорог Николай Буров.
Многолетняя история железных дорог и людей, которые их создавали, показана в 100 единицах подвижного состава, 28 тыс. экспонатов музейного фонда, 38 интерактивных и мультимедийных инсталляциях. Николай Буров рассказал ТАСС, что сюда смогут приходить больше 300 тыс. посетителей в год. И возвращаться, чтобы спокойно обойти всю территорию музея в 57 тыс. кв. м.
Колесо истории
В старом корпусе сохранился колодец, ставший теперь основой для познавательного макета, рассказывающего о работе старого железнодорожного депо и сортировочной станции. В старинные стены специалисты вписали стилизованные информационные табло и огромные плазменные панели, на которых отражается история. В центре зала — огромный круг с множеством цифр и обозначений.
"Это называется "Стрелки времени" — если колесо покрутить, то можно выбрать определенный исторический период в развитии железнодорожного сообщения. Этот временной период и его основные вехи будут мгновенно отображаться с помощью проекторов", — показывает Буров. Рядом на восьми огромных экранах на стене появляются фотографии, видеокадры и даже мультипликация.
С помощью этих стрелок можно выбрать определенный маршрут по музею, но директор предлагает осматривать экспонаты в хронологическом порядке.
"Сначала было колесо!" — напоминает он. В историческом зале расположились колеса и разные виды рельсов, тележка на деревянном полозе, детально прорисованные модели первых паровозов. Реплика на паровоз Черепановых заставляет присмотреться к трубе, из которой идет дым только в виде тени на стене.
Если первая дорога — больше для развлечений, то Транссиб — это уже экономика, она дала начало развитию морского порта
Здесь же ретромакет самой первой дороги Санкт-Петербург — Царское Село с продолжением до Павловска: на нем много движущихся фигур и деталей, а день сменяется ночью, и наоборот. В соседнем зале макет Владивостока — конечной точки Транссибирской магистрали. "Это точная модель города того времени, и здесь совсем другая стилистика — более точная, а не такая условная, как у предыдущего макета. Если первая дорога — больше для развлечений, то Транссиб — это уже экономика, она дала начало развитию морского порта", — объясняет директор музея.
Тут можно увидеть, чем проезд в вагоне четвертого класса отличался от первого и как выглядел кабинет министра путей сообщения.
Паровоз в разрезе и 3D-бинокуляры
Конечно, основную часть территории музея занимают самые крупные экспонаты — паровозы, поезда и разные виды вагонов. Уже на входе стоят два стареньких, но до блеска восстановленных танка-паровоза, которым больше ста лет. "Танк-паровоз никакого отношения к войне не имеет. Это маневровый локомотив, который возит на себе без тендера воду и топливо, поэтому танк", — объясняет Николай Буров.
Некоторые образцы техники уникальны: отлично сохранившийся паровоз серии С — С-68 или дореволюционный служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги с подлинным интерьером, в котором могли ездить последний китайский император или адмирал Колчак.
У артиллерийской установки ТМ-3-12 с орудиями от затонувшего линкора "Императрица Мария Федоровна" совершенно уникальная судьба. "Стволы от главных орудий с линкора затопили, а потом достали, поскольку пушки стреляли на 42 км калибром 12 дюймов. Их было произведено всего три штуки", — рассказал глава музея. По его словам, именно эта пушка участвовала в зимней финской кампании и оказалась в плену, но перед уходом наши специалисты взорвали замок орудия, который спустя много времени противники восстановили по схожему образцу с другого линкора.
"Финны не успели воспользоваться орудием, потому что в результате решительного наступления пушка вновь оказалась на нашей стороне. Но финны перед уходом тоже взорвали механизм", — рассказывает Буров.
Среди уличных экспонатов выделяется боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), не имеющий аналогов в мире и снятый с вооружения только в 2005 году. За сутки по железнодорожным путям БЖРК мог преодолеть тысячу километров, а со спутника такой вагон было не отличить от обычного рефрижератора.
Это наш "анатомический театр" — паровоз в разрезе. С помощью 3D-бинокуляров можно увидеть движение воды от колодца до его превращения в пар
На базе действовавшего паровоза Эр-791-81 создали первый в истории России разрезной макет. "Это наш "анатомический театр" — паровоз в разрезе. С помощью 3D-бинокуляров можно увидеть движение воды от колодца до его превращения в пар. Такое детальное воплощение выполнено впервые", — говорит Николай Буров. Еще один вариант демонстрации внутренних деталей и узлов — сканирование экраном локомотива и выделение цветом всех мельчайших подробностей.
В музее есть вагон-ледник для поставок сибирского масла в Европу, почтовый вагон, "революционный" сормовский паровоз и его потомок "Серго Орджоникидзе", санитарный поезд времен Великой Отечественной войны и пригородный вагон третьего класса. Директор музея вспомнил, как сам ездил в детском вагоне с картинками Чарушина — это был единственный в поезде вагон для некурящих, который в народе назывался "подкидышем".
Здесь есть финский паровоз с искрогасящей трубой для безопасного движения по лесу, знаменитая "Красная стрела" — неотъемлемая часть жизни командировочных и людей культурной сферы, а также скоростной поезд разработки КБ "Рубин", который так и остался проектом и не был реализован в серии.
Завершает исторический экскурс тренажер-симулятор локомотива ТЭП-70БС, который позволяет почувствовать себя машинистом. "Думаю, здесь будет очередь из мальчишек, которые захотят попробовать повести локомотив", — говорит Николай Буров.
Неподалеку расположилась зона будущего, где можно узнать о цифровой железной дороге. "Внутри будет великое множество виртуальной реальности, робототехника, 3D-моделирование", — рассказывает глава музея.
Некоторые экспонаты можно будет посмотреть изнутри, а также потрогать и подвигать. Благодаря дорожке на втором ярусе, куда есть возможность добраться на лифте, всю экспозицию можно увидеть сверху. Вся территория музея оборудована для людей, передвигающихся на колясках.
Люди с именем и судьбой
Многие поезда на железных дорогах России носят имена или инициалы людей, которые создали эту систему путей сообщения. Например, последние буквы у ТЭП-70БС — это инициалы начальника Октябрьской железной дороги времен Великой Отечественной войны Бориса Саламбекова. Или паровоз Черепановых. "Ведь конкретный человек придумал использовать пар и заставил двигаться колесо и так далее. Поэтому музей — это попытка сохранить память о людях. Неслучайно при входе в музей на восьми экранах представлены люди главных профессий на железной дороге — это совершенно конкретные люди с именем и своей судьбой", — говорит Николай Буров.
На железной дороге часто работали целыми семьями, и династии тут — очень распространенное явление. Недаром в музей приносят семейные реликвии: фонарики, грамоты, значки и другие предметы.
В экспозиции есть символические человеческие фигуры — дежурная по переезду, пожилой пассажир в вагоне четвертого класса, телеграфистка на станции или рабочий в ремонтной зоне, которому уже дали имя Геннадий. "Из шутки родились их семейные связи. Я уверен, что все они родственники между собой, потому что на железной дороге именно так и было", — говорит Буров.
В истории железных дорог было немало особых людей. "Сделали рабочий кабинет министра путей сообщений — вроде бы собирательный образ, но в основе предполагаем князя Хилкова Михаила Ивановича. Совершенно уникальная личность!" — рассказывает Буров, сам увлекшийся биографией этого человека.
Хилков изучал железнодорожное дело в США и Англии. За время его работы министром путей сообщения железные дороги в России прирастали рекордными темпами, и к 1903 году их основная часть была построена. Однажды рельсы пришлось проложить по замерзшему Байкалу, но никто из машинистов не решался вести по ним состав, и Хилков сделал это сам. Во время революционных волнений князь в силу своих либеральных взглядов не мог жестко воздействовать на работников дороги и покинул пост. Спустя много лет представители РЖД нашли разграбленную могилу князя в Сонково Тверской области, перезахоронили и поставили бюст на станции.
Звучание и эмоции
Главное — наполнить музей звучанием, эмоциями и общением, считает Николай Буров. В музее можно послушать звучание паровозов в специальных дудках, их хватит на целый класс школьников. Посетители смогут примерить роль телеграфистки и получить перфокарту, отправить открытку близким через почтовый вагон, скачать на электронное устройство максимально полную информацию об экспонатах, исторических фактах.
Подкрепиться посетители смогут в "станционном буфете", а на выходе будет возможность купить сувениры.
Музей имеет возрастную маркировку 3+, для детей в нем созданы две игровые зоны: внутри и на открытом воздухе. В интерактивной зоне под крышей планируют проводить уроки безопасности на рельсовом транспорте, в которых могут быть задействованы выпускники Малых (детских) железных дорог.
Это общедоступный, хотя научно-популярный музей. Здесь ведутся изыскательские и реставрационные работы. Но мы хотим наполнить его эмоциями, чтоб почувствовать себя как на вокзале, когда есть волнение перед поездкой и радость при прибытии на место
Глава музея планирует проводить здесь лекции, семинары, конференции и концерты. В новом корпусе у поворотного круга, который может стать оркестровой ямой, с учетом двух ярусов можно разместить от 600 до двух тысяч зрителей. Еще Буров приветствует проведение киносъемок и появление моды на свадебные фотосессии у старинных паровозов.
Откроется музей 1 ноября, и до конца года вход будет свободным. Такое решение приняли РЖД в честь 180-летия железных дорог России.
Наталья Королева