Редкий экземпляр романа Пруста продан во Франции за более чем €500 тыс.
В мире есть всего лишь пять таких книг
ПАРИЖ, 30 октября. /ТАСС/. Крайне редкий экземпляр знаменитого романа Марселя Пруста (1871-1922) "По направлению к Свану" продан в понедельник во Франции с аукциона за €535,5 тыс. Об этом сообщило AFP по данным, полученным от парижского филиала аукционного дома Sotheby's. Первоначально ожидалось, что цена раритета будет находится в пределах €400-600 тыс., и этот прогноз экспертов оправдался.
Всего в таком варианте были выпущены лишь пять пронумерованных экземпляров романа знаменитого французского писателя, опубликованного в 1913 году. Они изданы на японской глянцевой бумаге ручной работы - васи, считающейся "самой красивой бумагой в мире". В Европе на такой бумаге любил делать офорты голландский художник Рембрандт, ее использовали для дорогостоящих произведений Пикассо и Шагал.
В течение долгого времени считалось, что из этого уникального тиража романа "По направлению к Свану" осталось лишь три книги, находящиеся в частной коллекции - у наследников Пруста. Четвертая бесследно пропала в годы Второй мировой войны. Пятая, проданная теперь с аукциона, появилась на книжном рынке раритетов лишь в 1942 году.
Тогда она была приобретена на аукционе французского дома Drouot Роланом Сосье, директором парижского книжного магазина крупнейшего издательства Gallimard. В дальнейшем она хранилась в семье этого собирателя книг, скончавшегося в 1994 году.
Обложка книги форматом 192 на 138 мм выполнена из синего сафьяна интенсивного оттенка. Первоначально книга с пятым номером была подарена самим Прустом библиофилу Луи Брану. Он расширил ее переплет, пристыковав к тексту романа восемь писем Пруста. Это - ставшие лишь недавно известными послания писателя друзьям-журналистам, в которых он призывал их ради рекламы его произведения публиковать как можно больше хвалебных отзывов в парижской прессе.
Известно, что с этой целью и сам Пруст помещал в газетах написанные им под псевдонимами хвалебные рецензии. Писатель даже предлагал деньги различным изданиям, чтобы они на основе публикаций рекламировали его роман. Как отмечают специалисты по французской литературе конца XIX - начала XX века, "в те времена это была весьма распространенная практика".