В Нью-Йорке проходит художественная выставка, посвященная 100-летию Октябрьской революции
По словам организатора и историка Юрия Сандулова, экспозиция не несет в себе никакой идеологии, это просто возможность высказаться для художников
НЬЮ-ЙОРК, 7 ноября. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Выставка работ проживающих в США русскоязычных художников, посвященная столетию Октябрьской революции, проходит в Нью-Йорке. Как рассказал в понедельник в беседе с ТАСС организатор экспозиции "Через сто лет: впечатления", президент научно-исторического общества "Северный крест" историк Юрий Сандулов, в выставке принимают участие тридцать самых успешных и признанных мастеров, представивших зрителям порядка ста своих картин.
Через сто лет: впечатления
По его словам, выставка не несет в себе никакой идеологии. "Мы дали художникам возможность высказаться - выразить в творчестве свое отношение к этой дате и отразить мысли по поводу того, как исторические грандиозные события вековой давности повлияли на искусство, - отметил Сандулов. - Ведь именно революция дала толчок развитию сразу нескольких течений, включая русский авангард. Это безумно интересный, хоть и запутанный клубок".
"Отношение к революции у всех нас, русских, русскоязычных эмигрантов, разное, - признал историк. - Ведь сто лет - это очень небольшой срок, чтобы вынести однозначную оценку. С одной стороны, конечно, это жуткая трагедия - трагедия отдельных людей, множества семей, но с другой стороны, если смотреть на развитие образования, индустрии, то это был прогресс. Многие также считают, что революция показала направление, по которому можно двигаться, хотя то, каким путем это движение было обеспечено, совсем другой вопрос".
Октябрьская революция как революция в искусстве
Вместе с тем, по мнению Юрия Сандулова, "те исторические события, без сомнений, изменили историю страны, мировую историю и, конечно, историю искусства". "Впервые новое направление - авангард - стало главенствующим и официальным для новой России, - напомнил собеседник ТАСС. - Русский, а позже и советский авангард, оказал большое влияние на весь мировой художественный процесс, породив множество новаторских подходов и художественных идей, дав мировую славу русским художникам".
"Эта эпоха завершилась в 30-е годы прошлого века, - сказал историк, - когда главным течением был провозглашен соцреализм, просуществовавший долгие десятилетия, почти до конца советской эры". Однако с конца 50-х годов начинается время так называемого "второго авангарда" - неофициального направления в искусстве. Тогда, по его словам, возникло множество интересных направлений и течений, породивших имена большого числа художников как в советской России, так и на Западе, и уже в постсоветский период.
Революция не оставила никого равнодушным
Выставка "Через сто лет: впечатления" в Нью-Йорке будет открыта для посетителей до 12 ноября, после чего переместится в столичный округ Вашингтон, где продлится до начала декабря. "Интерес к выставке большой, и не только со стороны русских эмигрантов, - заметил Сандулов. - Среди посетителей много интересующихся историей и искусством коренных американцев, художников, так как мы постарались собрать здесь работы самых сильных и популярных мастеров, уже прочно занявших свою нишу в русском и американском искусстве, добившихся большой популярности".
В частности, свои работы представили такие художники, как Михаил Александров, который специально к вековому юбилею революции подготовил три картины. "Это три великолепных полотна, - как заметил Сандулов, - в которых художник разговаривает с нами через мифологию". Михаил Звягин представил сразу семь работ, свои картины также выставили такие признанные мастера, как Валерий Ершов, Саша Хомский и другие.
"Каждый из художников работает в своей самобытной манере, и каждый выразил то, что чувствует, - подчеркнул историк. - Революция до сих пор никого не оставляет равнодушными, волнует художников, причем у многих до сих пор нет однозначной установки - плохо или хорошо. Возможно, поэтому-то и нет равнодушных".
Россия остается в душе художников навсегда
Как напомнил историк, в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века во всем мире наблюдался всплеск интереса к русскому искусству, картины мастеров распавшегося Советского Союза прекрасно продавались.
"У большинства художников, которые переехали в те годы жить и работать в Европу и США, до сих пор осталась огромная ностальгия по тем временам, - рассказал Юрий Сандулов. - Но затем они столкнулись с дикой конкуренцией даже среди профессионалов. Оказалось, что не так-то просто войти в американское искусство, ниша которого прочно занята. У наших художников были слабые знания английского языка, отсутствовали связи на этом рынке, не было контактов с галереями, опыта работы и ведения бизнеса "по-американски" - они ведь даже не могли грамотно составить деловое письмо".
"Несмотря на то, что российская, советская академическая школа - училище имени Мухиной (сейчас академия имени Штиглица - прим. ТАСС), Серова (ныне - имени Рериха), Строгановка - у американцев очень ценится, самостоятельно продвигать себя у наших художников получается с большим трудом, - считает историк. - Творческим людям всегда нужно признание, выставки, и русским художникам здесь, конечно, сложно. Именно поэтому мы стараемся оказать и добиться для них поддержки, чтобы они продолжали творить и нести русское искусство, чтобы они не опускали руки".
"Художники далеки от политики - у них свой мир, свои горизонты, цели, задачи, - отметил Юрий Сандулов. - Но большинство из них искренне любят Россию - это наша родина, которая осталась в сердце и душе у многих. Как бы ни сложилась их жизнь и судьба, воспоминания о детстве, добром, хорошем и светлом остаются навсегда, и часто эти воспоминания отражаются в творчестве".