Японский режиссер Тадаси Судзуки провел мастер-класс на Петербургском культурном форуме
Режиссер объяснил молодым актерам, как можно по-новому ощутить физику своего тела для того, чтобы лучше выглядеть на сцене
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 ноября. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Мэтр мировой театральной режиссуры Тадаси Судзуки из Японии принял участие в VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Его мастер-классом "Культура - это тело! Грамматика ног" прошел в четверг на Новой сцене Александринского театра, открыв на форуме программу секции "Театр".
"Это замечательно, что наш друг и партнер Тадаси Судзуки приехал к нам на форум, и мы увидим его знаменитый универсальный метод, которым овладевают не только японские артисты, но и актеры из других стран. В основе всех его спектаклей лежит этот особый метод, который является уникальным, присущим только ему", - сказал, приветствуя 78-летнего коллегу, руководитель секции "Театр", художественный руководитель Александринского театра, народный артист России Валерий Фокин.
По его мнению, сила метода Тадаси Судзуки заключается в развитии способности "удерживать взрыв внутри себя". Как он этого достигает, изучают во многих театральных школах мира - от США до Китая. Работают его ученики и в России. Один из них, о котором с теплотой упомянул японский режиссер, - актер Анатолий Белый из МХТ имени Антона Чехова.
Режиссер, педагог, философ Тадаси Судзуки выступает поборником универсального театра, преодолевающего культурные и национальные барьеры. Как считает мастер, "если мы научимся понимать свое тело и соединим это понимание с системой К. С. Станиславского, то может получиться идеальный артист".
Режиссера греют дружеские связи с Россией
Перед началом мастер-класса на репетиционной сцене Александринки Тадаси Судзуки вспомнил о своих давних связях с Россией и о Международной театральной олимпиаде, которая проходила в Москве в 2001 году.
"Тогда господин Путин пригласил нас в Кремль, и мы больше часа беседовали с ним о театре. И поскольку он сам из Петербурга, он нам сказал, что в студенческие годы он часто выстаивал в очереди, чтобы купить билет в театр. Поэтому я горжусь, что мне снова довелось побывать в таком театральном городе, как Петербург", - признался режиссер.
По его словам, в России у него было много друзей среди театральных деятелей. "Но вот Юрий Любимов умер, и сейчас остался один Валерий Фокин", - посетовал гость. Но Фокин поспешил успокоить коллегу: "Еще подрастают".
На мастер-класс к мэтру пришло два десятка молодых актеров Александринского театра, которые впервые на этом уроке соприкоснулись с методом Тадаси Судзуки, по-новому ощутив физику своего тела. Ветерану помогали его ассистенты и ученики из Италии, России и США.
Смысл тренинга заключался в попытке уяснить, над чем надо трудиться, чтобы сделать себя лучше. Это большая работа с развитием ощущения центра тяжести, дыханием, "поведением" ног, рук и корпуса. И шаг за шагом молодые ученики погружались в эту "театральную азбуку", раскрепощающую возможности тела.
При этом сам Тадаси Судзуки по ходу урока подходил то к одному, то к другому артисту, что-то уточняя в его осанке и движении. Итогом этих занятий станет в конце форума авторское представление-перфоманс "Сценические мифы и культура тела" Тадаcи Судзуки.
На повестке дня - будущее мирового театра
Тадаси Судзуки уже не раз бывал в Петербурге, привозил в прошлом году на Международный театральный фестиваль "Александринский" спектакль "Троянки" по мотивам текста Эврипида. А в своей театральной резиденции в Японии он в нынешнем году принимал спектакль Валерия Фокина "Гамлет". Специально для этой постановки была предварительно сооружена особая сцена, соответствующая своеобразию именно этого шекспировского спектакля.
На нынешнем фестивале Тадаси Судзуки примет участие и в других его событиях. Одно из них - международная научно-практическая конференция "Революционные тенденции в театральной эстетике. Опыт и сегодняшняя реальность".
Среди других участников форума - такие мастера режиссуры, как Теодорос Терзопулос, Римас Туминас, Люк Персеваль, Хайнер Геббельс, Андрий Жолдак, Вениамин Фильштинский. Многие из них также проведут мастер-классы. А молодые мастера соберутся на международный круглый стол "Театральный авангард и система культурных ценностей".
О Форуме
VI Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 16 по 18 ноября, он собрал более 30 тыс. участников. В центре внимания - международное культурное сотрудничество, профессиональные проблемы индустрии кино, театра, цирка, анимации, библиотечного дела и других сфер культуры.
ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством форума.