Премьера поэтории Виктора Плешака "Страсти по русской революции" прозвучала в Петербурге
Произведение продолжает музыкально-историческую эпопею "Русский миръ", в разных частях которой осмысливаются важнейшие вехи становления и развития Отечества
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 декабря. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Мировая премьера поэтории (музыкальное произведение с декламацией стихов - прим. ТАСС) "Страсти по русской революции 1917 года" заслуженного деятеля искусств России Виктора Плешака прозвучала в понедельник в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича, передает корреспондент ТАСС.
Как сообщил ТАСС композитор, это сочинение входит в музыкально-историческую эпопею "Русский миръ", над которой он работает последние годы.
"Для воплощения этой темы я обратился к жанру страстей, как к явлению многозначному в человеческой истории, в судьбах народа и каждого из нас. "Страсти по русской революции 1917 года" посвящены 100-летию этого события, в корне изменившего ход русской и мировой истории", - сказал автор.
Произведение продолжает музыкально-историческую эпопею "Русский миръ", в разных частях которой осмысливаются важнейшие вехи становления и развития Отечества на протяжении более четырех столетий. Композитор подчеркнул, что "Страсти", как и все другие части цикла, написаны специально для Русского оркестра имени Василия Андреева под руководством Дмитрия Хохлова. С этим коллективом Виктора Плешака связывает давняя дружба и плодотворные творческие контакты.
Пророческие стихи и исторические документы
Поэтория написана для чтеца, четырех солистов, органа, смешанного хора и русского оркестра. "Именно этот состав позволил мне воплотить в жизнь все музыкальные идеи, соединив возможности народных инструментов и оркестровые краски", - отметил композитор. В девяти частях произведения, открывающегося "Песней о буревестнике" Максима Горького, звучат пророческие слова поэтов, современников революции - Александра Блока, Максимилиана Волошина, Марины Цветаевой, Владимира Маяковского, Сергея Есенина.
Звучат здесь и строки исторических документов - от неотправленного приказа Николая II к "горячо любимым войскам" от 8 марта 1917 года до письма солдата П.И. Слесарева родным - "Вся власть теперь народная".
Заключительная часть "Страстей" построена на строках стихотворения "Бедный путь" русского религиозного философа Владимира Соловьева. На финальных словах поэтории звучит гимн свету, солнцу и всемирной любви, объединяющий всех исполнителей.
Важную роль в музыкальной драматургии поэтории отдана хору, который выступает не только комментатором, но и перевоплощается в участника революционных событий. Эта часть исполнения была возложена на Хор студентов дирижерско- хорового факультета Консерватории под художественным руководством народного артиста России Валерия Успенского. В премьере "Страстей" солистами выступили молодые певцы музыкальных театров, лауреаты международных конкурсов сопрано Светлана Москаленко, тенор Александр Михайлов, баритон Сергей Романов, бас Юрий Власов, чтец - народный артист России Сергей Новожилов, органистка Елизавета Панченко.
О композиторе
Виктор Плешак получил широкую известность как автор песен, среди которых - "Экипаж - одна семья", "Ведь мы же с тобой ленинградцы", "Неповторимый Петербург". Он автор многих сочинений для музыкального театра, идущих по всей стране. В последние время композитор плодотворно работает в жанрах крупной формы. В Большом зале филармонии ранее с успехом прошли премьеры его диптиха "Моя Россия", ораторий "Песня про купца Калашникова" и "Когда звенят колокола" во славу русского воинства.