"С него хочется делать жизнь": министр культуры — о главном герое фильма "Собибор"
Мединский — о герое ВОВ, которого в новой масштабной кинокартине сыграл Константин Хабенский
4 мая в прокат выходит фильм "Собибор", режиссерский дебют Константина Хабенского. Он также исполнил в картине главную роль. Кино основано на реальных событиях: побег из польского концлагеря Собибор был организован в 1943 году советским гражданином Александром Печерским.
В книжные магазины поступили сразу две книги, посвященные тем же событиям: новеллизация фильма под названием "Собибор: восстание в лагере смерти", а также документальный труд с фотографиями и прочими свидетельствами нацистских зверств. К одной из них предисловие написал министр культуры РФ Владимир Мединский, также выступивший как автор идеи полнометражного фильма. ТАСС публикует это предисловие.
Александр Печерский был истинным героем. Организованное им восстание в нацистском лагере смерти Собибор стало символом человеческого духа, готовности даже на краю бездны противостоять мировому злу. Символично и то, что единственным успешным массовым побегом из концлагеря руководил советский офицер — наш Александр Печерский.
После побега из лагеря смерти он прошел Белоруссию партизанскими тропами, потом — как офицер, попавший в плен, — воевал в штурмовом батальоне, был ранен. А после войны — незаметная жизнь в Ростове-на-Дону, работа на разных предприятиях.
Подвиг Печерского и его товарищей не был забыт, но и не получил тогда должного признания. Однако никто из тех, кто знал Печерского, не помнит его озлобленным, обиженным или раздраженным. Он знал, что его долг — сделать так, чтобы мир узнал правду о Собиборе, чтобы герои были награждены, а преступники не ушли от ответа. И вся его послевоенная жизнь представляет собой пример беззаветного служения. Десятки лет Печерский разыскивал боевых товарищей и бывших узников Собибора, помогал им, чем мог, давал показания на процессах против нацистских преступников и их пособников, писал статьи в газеты, выступал на самых разных площадках.
И при этом — испытывал чувство вины. Он, спасший десятки людей, мучился из-за того, что не смог спасти остальных: голландскую девушку Люку, с которой познакомился в лагере, трехлетнюю девочку, которую держал на руках в эшелоне, ехавшем в Собибор, и которая по прибытии туда сразу была отправлена в газовую камеру...
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Хрестоматийные строки Александра Твардовского словно бы о Печерском.
Он был очень светлым и скромным человеком: любящим мужем, хорошим отцом и дедом, настоящим другом. Никогда не требовал ничего для себя лично, не пытался навязать свою историю окружающим. Зачастую люди, общавшиеся с ним, не знали о его героическом прошлом. А его подвиг и его пример особенно важен в наше время, когда массовая культура постоянно навязывает в качестве образца для подражания агрессивного, самовлюбленного, наглого супергероя.
Фильм "Собибор" дает совсем другой образ. Появление на экране такого героя — настоящего и при этом безоговорочно положительного, с которого действительно хочется "делать жизнь", — представляется мне событием значимым. Надеюсь, читатели этой книги и зрители фильма "Собибор" со мной согласятся.
Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский