Художник-постановщик "Тайны третьей планеты" рассказала о секретах создания мультфильма
Наталья Орлова отметила, что непростым этапом было придумать образ планет
МОСКВА, 12 мая. /ТАСС/. Мультфильм "Тайна третьей планеты" по повести Кира Булычева завоевал любовь россиян обаятельными и яркими персонажами. О том, как шла работа над картиной и как прототипом Громозеки стала банка из-под кукурузы, в интервью ТАСС рассказала автор визуальных образов героев мультфильма, художественный руководитель и режиссер студии "Анимос" Наталья Орлова, отмечающая в субботу 70-летний юбилей.
По словам собеседницы агентства, работа над мультфильмом, вышедшим на экраны в 1981 году, была очень сложной, поскольку стала одной из первых, когда Орлова пришла в студию как художник-постановщик после ВГИКа. "Когда Роман Абелевич [Качанов - режиссер] предложил работу над полнометражным фильмом, для меня это было, с одной стороны, очень почетным, а с другой стороны - я страшно перепугалась, потому что я по своей натуре человек далекий от всякой техники, летательных аппаратов. Когда я поделилась с ним, он сказал, что для него самое главное - чтобы герои были обаятельными", - рассказала собеседница агентства.
Громозека и Алиса
По признанию Орловой, ее любимый персонаж - Громозека. "Он труднее всего мне дался, поскольку этот персонаж не был детально описан в книге Кира Булычева. Единственное, что у него было - восемь рук, ноги как у слона и нос как воздушных шар", - поделилась Орлова, добавив, что для нее самым сложным стало придумать, как совместить громоздкость самого персонажа и его способность передвигаться с планеты на планету в летательном аппарате.
"Я сидела, рисовала, хотела изобразить космический корабль, но не получалось никак. Я увидела на кухне железную банку из-под консервированной кукурузы. В то время были большие банки, я стала ее открывать и меня как током ударило - Боже мой, это и есть Громозека!" - поделилась воспоминаниями Орлова. Она рассказала, что по сценарию, который написал сам Кир Булычев, у героя, голос которому подарил актер Василий Ливанов, было восемь рук, но из-за технических сложностей ему пришлось "поубавить рук" и оставить шесть.
Другой любимый персонаж художника-постановщика мультфильма - главная героиня Алиса. Ее прототипом была дочь Орловой Екатерина Семенова, ставшая впоследствии актрисой. "У меня тогда как раз дочка росла. Я работала, надо было все показывать худсовету, а она бегала вокруг меня и отвлекала. Я за ней все время наблюдала, и получилось так, что Алиса похожа на Катюшку", - рассказала собеседница агентства.
О фантазии и современной анимации
Что касается визуализации фантастического мира героев, Орлова отметила, что непростым этапом было придумать образ планет. "Больше здесь приходилось включать свою фантазию, я конечно смотрела литературу, но скорее шла от образов, которые были заложены в сценарии. Планета Шелезяка - была вся из железных бункеров, населенная роботами, планета Блук - с зоопарком и зверями. Все строилось на фантазии", - поделилась Орлова.
О современной анимации собеседница агентства высказалась неоднозначно. С одной стороны, по ее словам, "сейчас существует масса разных программ" и возможностей трехмерного моделирования. "Мы этого ничего не имели. Сегодня в анимации большие тяготения к шоу, к аттракциону", - отметила Орлова, подчеркнув, что за этим стремлением удивить чем-то необыкновенным "теряется тепло". "Отрицательные герои - они тоже со своим обаянием, они не несут зло прямолинейное, они заблудившиеся, в своей жизни выбравшие неправильный путь и за это получившие наказание. Это основное отличие", - сказала Орлова.
По ее мнению, новый ритм жизни диктует и новые формы анимации, но когда в мультфильме "не заложено идеи, основанной на добре, - это тупиковая ситуация". По признанию Орловой, "Тайна третьей планеты" - это ее любимая работа. "В нашей работе без любви нельзя ничего сделать, она требует столько времени и такой отдачи всех сил - и физических и духовных", - рассказала собеседница агентства, сравнив процесс создания анимации с зарождением жизни. "Наши фильмы - как дети: 10-минутный фильм делается 9 месяцев, и это тот этап, когда рождается новая жизнь. Очень приятно и радостно, что эта жизнь продолжается, и что эти фильмы еще идут, их смотрят, хотя прошло уже столько лет", - подытожила Орлова.
О мультфильме
"Тайна третьей планеты" - советский полнометражный научно-фантастический мультфильм Романа Качанова, экранизация повести Кира Булычева "Путешествие Алисы" ("Алиса и три капитана") из цикла "Приключения Алисы". По сюжету, в 2181 году экспедиция с Земли в составе капитана Зеленого, профессора Селезнева и его дочери Алисы отправляется на корабле "Пегас" на поиски новых видов животных для Московского зоопарка. Перелетая с планеты на планету, они встречают археолога Громозеку, доктора Верховцева, Говоруна - птицу, принадлежавшую пропавшему капитану Киму. На своем пути они сталкиваются и с отрицательными персонажами - толстяком Весельчаком У и Глотом с планеты Катрук, замаскированного под доктора Верховцева.
Об авторе
Орлова Наталья Вячеславовна (род. 12 мая 1948 года) - российский режиссер-мультипликатор, сценарист и художник-постановщик, художник-мультипликатор. В 1967 окончила Московскую Среднюю Художественную школу при институте им. В. И. Сурикова, в 1973 - ВГИК (мастерская И. П. Иванова-Вано). В 1973-1992 годах работала на киностудии "Союзмультфильм". В 1992-1994 годах в качестве режиссера-мультипликатора принимала участие в проекте BBC - Shakespeare: The Animated Tales (Шекспир - анимационные истории): мультфильмы "Гамлет" и "Ричард III". С 2000 - художественный руководитель и режиссер студии "Анимос".