24 АВГ, 16:37

Из чего состоят фильмы Тима Бертона, главного сказочника Голливуда

Тим Бертон

25 августа королю готического кино исполняется 60 лет. ТАСС рассказывает, на каких китах держится его эксцентричное творчество

Вся карьера Тима Бертона — это словно иллюстрация для методички о том, как правильно строить карьеру художнику в американском кинематографе: явно коммерческие проекты режиссера стабильно чередуются с более личными и скромными картинами в его фильмографии. Успех первых позволяет залечить душу вторыми. Стоило Тиму начать эру супергероев своим "Бэтменом", как стал возможным частично автобиографичный "Эдвард руки-ножницы", весь этот фильм — метафора на тему того, как сам юный Бертон не вписывался в жизнь своего пресного пригорода. При этом даже крупные студийные фильмы мятежный постановщик почти всегда делал в своем узнаваемом стиле.

Мрачные сказки

Чаще всего Бертон снимает страшноватые, но обаятельные и притягательные фильмы, где смерть идет рука об руку с черным юмором, а всевозможные чудовища чистосердечны и обаятельны. Неприкаянным ребенком Тим пересмотрел слишком много фильмов ужасов, чего и всем советует. По его мнению, сказки условных братьев Гримм полны жестокости, насилия и символизма, как кровопускательные похождения какого-нибудь Дракулы.

Через доступную форму дети легче познают мир и понимают сложные темы вроде смерти. Монстр Франкенштейна и товарищи виделись маленькому Бертону непонятыми отщепенцами, как и он сам, а истории о них стали для него аналогом сказок. С тех пор симпатии режиссера всегда на стороне изгоев, неудачников, безумцев и белых ворон.

Кладбищенский экспрессионизм

По молодости Тим часто слышал, что он плохо и неправильно рисует. В какой-то момент он мысленно послал лесом всех критиков и решил, что будет делать любимое дело так, как умеет.

На заре карьеры он работал художником на студии Диснея, где из него, конечно, пытались выбить всю "дурь". Безуспешно: пушистые зайчики и милые лисички выглядели у этого изверга так, словно их размазало самосвалом. В "Диснее" не знали, что с ним делать, и с отчаяния просто заточили бедолагу в изолированную комнату, как принцессу в башню. Там Бертон просидел пару лет, рождая свои причудливые образы, которые нигде не пригождались. Поставив пару черно-белых короткометражек — "Винсент" и "Франкенвини", Бертон покинул студию и принялся снимать большое кино, которое встретило его макабрические идеи с распростертыми объятиями.

История красиво закольцевалась, когда демоническое порождение "Диснея", изгнанное из его пряничного королевства, вернулось домой, да еще и с кучей денег: поставленная Бертоном "Алиса в стране чудес" собрала больше миллиарда долларов в прокате. На радостях студия даже разрешила блудному сыну переснять его "Франкенвини" в виде кукольного мультфильма. Тим всегда неровно дышал к этой технологии, поскольку она как будто бы позволяла воскрешать неживые объекты.

Визуально от стиля Бертона веет немецким киноэскпрессионизмом начала прошлого века а-ля "Кабинет доктора Калигари". Искаженную гротескную реальность он соединил с загробной тематикой и родными его сердцу страшилищами. Эстетика ужастиков, обычно считающаяся образцом плохого вкуса, в красивой и ироничной переработке Бертона превращается в настоящее искусство.

Джонни Депп и компания

Уже целых восемь раз Бертон не смог отказать себе в удовольствии пригласить Деппа на главную роль.

Конечно, много ума не требовалось, чтобы звать Джонни в каждый свой фильм после грандиозного триумфа "Пиратов Карибского моря". Однако Бертон снимал чудаковатого лицедея задолго до того, как это стало мейнстримом, и по большому счету построил ему карьеру. Под образом гламурной иконы, который Голливуд пытался налепить на Деппа, Тим разглядел родственную душу, характерного актера и своего идеального героя.

Со времен "Эдварда руки-ножницы" Джонни с охотой исполняет любой каприз режиссера, перевоплощаясь во фриков и лунатиков. Избыток грима в подобных ролях не случаен: Бертон убежден, что это освобождает актеров. Надев на себя такую маску, человек полностью меняется и выпускает наружу другого себя. Был даже целый фильм Бертона с Деппом в главной роли, будто названный в честь обильного макияжа — "Мрачные тени".

Впрочем, хоть Тиму и нравится работать с проверенными единомышленниками, сам постановщик в интервью настаивает, что в каждом случае он ищет наиболее подходящего для работы человека (при этом практически всегда им оказывается композитор Дэнни Эльфман). Бывают же и исключения: снимая драму "Большие глаза", Бертон и вовсе психанул и окружил себя актерским ансамблем, с которым никогда прежде не пересекался.

Детский взгляд на мир

Как правило, авторами именуют более идейных людей, в то время как у Бертона форма как будто бы затыкает за пояс содержание. Пожалуй, главная его беда в том, что он сам не пишет сценариев. Некоторые из картин Тима основаны на его идеях и эскизах, и обычно они получаются самыми проникновенными, как "Эдвард руки-ножницы" или "Кошмар перед Рождеством" (хоть за режиссуру мультфильма и отвечал Генри Селлик, но персонажи, история и эстетика там бертоновские).

В результате талантливый творец порой становится заложником слабой драматургии. Бертон казался совершенным кандидатом, чтобы оригинально воплотить абсурдный мир Льюиса Кэрролла в экранизации "Алисы в стране чудес". Однако никакие его усилия не могли облагородить сценарий, где безумие и иронию первоисточника променяли на скуку и пафос.

Увы, Бертон признается, что он не большой любитель читать и уж тем более — писать. Он в первую очередь художник, то есть способен доносить свои мысли и эмоции исключительно посредством визуальных образов. Как следствие, ему часто приходится искать в уже готовых сценариях нечто личное и близкое для себя. Так, например, "Крупная рыба", где рассказывалось об отношениях умирающего отца-фантазера и его сына-скептика, позволила Бертону разобраться в себе после смерти его собственного папы. Этот фильм стал для него словно сеанс психотерапии.

Почти все картины визионера так или иначе отсылают к его детству, переосмыслению его тогдашних чувств, воспоминаний и тревог. Связь с внутренним ребенком помогает Бертону находить вдохновение и дарить его другим своим творчеством. Дети способны удивляться чудесам окружающего мира, и Тим чудом сохранил в себе непосредственный взгляд на вещи.

Что обязательно нужно посмотреть из Бертона:

  • "Эдвард руки-ножницы"
  • "Эд Вуд"
  • "Крупная рыба"
  • "Сонная лощина"

Николай Долгин

Читать на tass.ru