Депутат Госдумы Боярский попросит власти проверить комедию о блокаде Ленинграда
Сергей Боярский призвал "разобрать по косточкам" фильм "Праздник" и в случае необходимости отказать в выдаче прокатного удостоверения
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 октября. /ТАСС/. Депутат Госдумы от Санкт-Петербурга Сергей Боярский намерен попросить профильные ведомства проверить фильм "Праздник" режиссера Алексея Красовского, рассказывающий о времени блокады Ленинграда.
В понедельник представители Российского военно-исторического общества попросили не выпускать в прокат фильм "Праздник". В киноленте рассказывается про живущую в блокадном Ленинграде "на особом положении" привилегированную семью, которая с гостями собирается встречать Новый год. Так как сюжет фильма непосредственно связан с темой блокады, он вызвал споры в обществе об уместности совмещения комедийного жанра и одной из самых трагических страниц отечественной истории.
"Я буду обращаться с тем, чтобы, как минимум, этой картине было уделено пристальное внимание, чтобы по косточкам там разобрали и чтобы в случае необходимости были в рамках закона вынесены решения, в том числе связанные с отказом в выдаче прокатного удостоверения. Я буду всеми своими имеющимися полномочиями, которыми я наделен как депутат, обращаться в профильные ведомства", - сказал депутат корреспонденту ТАСС.
Особое отношение
Как рассказал ТАСС историк кино, летописец "Ленфильма" Александр Поздняков, к фильмам о блокаде в городе всегда было особое отношение, сценарий многократно обсуждался еще на стадии написания, поэтому вероятность попадания спорной картины на экран в советское время была крайне мала.
"Даже инициатива создания таких фильмов нередко исходила тогда из Смольного (где располагались правящие органы города). Сначала говорили: давненько у вас не было фильма про блокаду. И тогда уже начиналась долгая бюрократическая история, когда придирчиво рассматривали каждое слово, занимали авторитетных людей, которые писали сценарий. Новации не поощрялись", - рассказывает Поздняков.
"Людям старшего поколения ближе были картины типа эпической ленты "Блокада" [фильм М. Ершова 1973-1977 годы], где играли известные артисты, где все было взвешено и не было двусмысленного толкования. В фильмы о войне иногда вкладывались элементы комедии, как, например, в картине Владимира Мотыля "Женя, Женечка и "Катюша". Но тема блокады всегда оставалась священной в смысле выбираемого жанра", - отметил он.
Мнение историков
Еще до своего выхода на экран фильм Красовского вызвал разную реакцию у представителей исторического сообщества и породил споры о том, как необходимо изображать блокаду на экране.
"Позиция моя такая - те люди, которые занимаются ленинградской блокадой, они должны понимать, прежде всего, насколько чувствительной является эта тема для ленинградцев и не только. Прежде чем выносить свое произведение на какой- то широкий суд, необходимо сформулировать, что делается и зачем делается. То, что была в блокадном городе иерархия потребления, разные люди потребляли по-разному, это медицинский факт, но стоит ли из этого делать какие-то обобщения и противопоставлять власть осажденного Ленинграда народу - большой вопрос", - сказал корреспонденту ТАСС профессор Европейского университета, историк блокады Никита Ломагин.
При этом он подчеркнул, что сегодня в России не хватает художественного осмысления истории блокады, и он категорически против любого рода запретов на творчество. "Художник имеет право на собственное мнение, он рискует своим именем, своей репутацией, своими деньгами. Это его риск, а общество достаточно зрелое у нас, чтобы пойти или не пойти в кинотеатр, отвергнуть или принять картину, вот и все", - добавил Ломагин.
Как рассказал руководитель центра "Возвращенные имена" при Российской национальной библиотеке Анатолий Разумов, готовящий новые тома Книги памяти "Блокада", внучка одной из блокадниц опубликовала часть блокадных дневников своей бабушки, которая до войны работала на "Ленфильме". "Их соседка, у которой муж работал в органах, <...> обставила мебелью всю квартиру, скупила все, какое могла, золото, <…> и такие истории были в блокаду. Поэтому ничего удивительного в фабуле фильма нет. Речь пойдет только о мастерстве режиссера", - сказал ТАСС Разумов.
"Пусть зрители будущие судили бы о фильме. <...> Пусть авторы свое создают", - отметил Разумов.
Мнение режиссера
Ранее Красовский сообщил ТАСС, что картину планируется завершить и подготовить к прокату в 2019 году.
Как пояснил режиссер, речь в картине о людях с привилегиями, "которые даже в блокаду умудрялись жить хорошо". По его словам, "сейчас пытаются доказать, что тогда привилегий не было, однако никто не борется с ними сейчас - сражаются с людьми, пытающимися рассказать об этом".
Определяя жанр картины, режиссер заметил, что это не "черная комедия", а "комедия местами "черная", но чаще светлая". Красовский понимает, "почему все решили, что это означает "черная комедия" - так заголовок выглядит более скандальным".
Красовский добавил, что в его новом фильме есть "сатира, комедия, драма, трагикомедия". Главные роли в фильме исполнили Ян Цапник, Алена Бабенко, Павел Табаков и другие.