Первая попытка рассказать об одном из самых негромких авторов 60-х
В четверг на экраны российских кинотеатров выходит первая художественная картина молодого режиссера Виктора Алферова о культовом советском драматурге Александре Вампилове. Он умер молодым, успев написать всего пять пьес, но они остаются актуальными и в наши дни.
Каким фильм представляет Вампилова?
"Облепиховое лето" — биографическая драма о не самом очевидном герое поколения шестидесятников Александре Вампилове. В начале фильма мы застаем писателя в эпицентре борьбы с чиновниками за постановку его пьес. Все, чего хочет Вампилов, — это наконец-то увидеть свои произведения на сцене театра, но у советской власти есть план, и пьесы драматурга в него явно не вписываются.
Герой вовлечен в традиционный для того времени конфликт творческого человека: он может пойти против течения и остаться в вечных диссидентах или против совести, согласившись на условия, которые ему диктует власть. Драматурга не раз просили переписывать пьесы в угоду не только чиновникам, но и руководителям московских театров. Однажды (этот момент есть и в фильме) Олег Ефремов, в те годы глава "Современника", даже предложил продвигать работы как пьесы "национального автора", так как отец писателя был бурятом.
Вампилов — провинциальный писатель из иркутской глубинки, который не был на слуху в отличие от таких известных представителей поколения 60-х, как Белла Ахмадулина, Эдуард Успенский, Валентин Распутин, Андрей Битов. Можно сказать, что его произведения полностью деидеологизированы: в них нет ничего про строительство коммунизма, зато много про простых людей, "негероических" героев, что и не устраивало советскую власть.
Кто работал над картиной и почему такое название?
Главную роль в фильме исполнил Андрей Мерзликин ("Брестская крепость", "Танки"). Пожалуй, это одна из самых "тихих" и тонких ролей актера. И хотя он внешне не очень похож на Вампилова, ему удалось воплотить на экране его неброское обаяние. Мерзликин сравнил предложение сыграть писателя с выстрелом.
"Есть осознание накопительного момента, когда ты долго что-то делаешь в профессии, а потом к тебе подходят и говорят: "Сыграешь Вампилова?" Я ответил: "Это невозможно, ну какой я Вампилов? Но я очень хочу". Решил проявить смелость и согласиться", — пояснил актер.
Также в картине снялись Сергей Агафонов, Александр Усердин, Полина Чернышова, Сергей Каплунов. Режиссером выступил документалист Виктор Алферов. Это его первый художественный фильм.
По словам Алферова, съемки фильма про Вампилова были его давней мечтой. "Понимал, что должен это сделать, и вот наконец осмелился. Вампилов — ярчайший пример драматурга", — сказал Алферов, отметив, что семья писателя поддержала этот проект и дополняла сценарий Ольги Погодиной-Кузминой.
Название фильма родилось из письма Вампилова: "Я прощаюсь. У нас облепиховое лето, жара и тишина. Байкал сейчас такая штука, что — спешите видеть".
Какова главная тема фильма?
Одним из главных мотивов в "Облепиховом лете" становится поиск себя. Вампилов родился в 1937-м, а когда ему не было еще и года, его отца, Валентина Вампилова, арестовали по обвинению в панмонголизме — согласно доносу, он призывал к воссоединению Бурятии и Монголии. Вскоре старшего Вампилова расстреляли, а Александр еще долгие годы пытался выяснить подробности о его судьбе.
В фильме он постоянно расспрашивает о нем мать и даже просит помощи у неприятного ему сотрудника правоохранительных органов. Отец является герою в самые сложные моменты его жизни и помогает не потерять себя. "Все мы безотцовщина", — говорит Вампилову его друг Коля, но тот не может смириться с тем, что никогда не узнает правды. Тема сиротства проходит не только через весь фильм, но и через работы писателя.
В реальности отца драматурга реабилитировали лишь в 1957 году. Несмотря на то что Вампилов не знал своего отца, тот успел оказать влияние на его судьбу. По рассказам, перед рождением Александра ему стали сниться великие русские писатели: то Лев Толстой, то Владимир Маяковский. Тогда он начал подозревать, что сын посвятит свою жизнь слову. Имя Александр Вампилов получил тоже неспроста — его назвали в честь Пушкина. Это стало для него практически пророческим — Вампилов, как и великий русский поэт, умер молодым, не дожив всего два дня до своего 35-летия.
Были ли пьесы Вампилова все-таки поставлены в театре?
Первые рассказы Вампилова "Персидская сирень" и "Стечение обстоятельств" были опубликованы еще в студенчестве, но его прорывной работой стало "Прощание в июне". Пьесу долго не хотели замечать из-за неформатности автора, но после того, как ее поставил Клайпедский драматический театр, на произведение наконец обратили внимание. Затем писатель создал пьесы "Старший сын", "Утиная охота", а также "Провинциальные анекдоты" и "Прошлым летом в Чулимске". Всего Вампиловым написано около 70 рассказов, статей и очерков.
Отношение к творчеству Вампилова, как это часто бывает, изменили только после его смерти. Уже в 1970-х годах спектакли по его произведениям шли на подмостках Театра имени Станиславского, Театра имени Ермоловой и в Большом драматическом театре.
В эти же годы Виталий Мельников снял фильм "Старший сын", в котором сыграли Николай Караченцов, Михаил Боярский и Евгений Леонов. Также по мотивам пьесы "Утиная охота" был создан "Отпуск в сентябре" с Олегом Далем и Ириной Купченко.
Не забывают про произведения Вампилова и в наши дни: драма Александра Прошкина "Райские кущи" 2015 года с Чулпан Хаматовой и Евгением Цыгановым снята по мотивам той же "Утиной охоты".