Художественное осмысление лжи и несправедливости
Новый фильм молодого, но уже зарекомендовавшего себя режиссера Ивана Твердовского был показан на десятке международных кинофестивалей, успел собрать свою долю призов и наконец добрался до России, про которую и рассказывает.
Каков сюжет картины?
Женщина оставляет своего новорожденного ребенка в бебибоксе детского интерната. У него — редкое генетическое заболевание, при котором он совсем не чувствует боли. Интернат становится для него настоящей семьей, однако не заставляет себя ждать и семья настоящая — мать Дениса хочет забрать его к себе "на каникулы", хотя ему и стоит находиться под строгим медицинским наблюдением.
В новом доме у него появляется своя собственная комната и модная косуха с кроссовками, а новоиспеченная мама быстро находит ему "работу" — бросаться под колеса автомобилей (он же боли не чувствует, очень удобно), а потом выманивать у водителей деньги. В коррупционной схеме задействованы полицейский, врачи, прокурор, адвокат и местная судья. Те водители, которые не соглашаются давать взятку, уходят под суд, где их быстро отправляют за решетку.
После идеального интерната, где все любили и помогали ему, Денис попадает в реальный мир, в котором не так-то просто выжить.
В фильме снялись Денис Власенко, Максим Виторган, Анна Слю, Александра Урсуляк, Данил Стеклов, Вильма Кутавичюте. Спродюсировала "Подбросов", как и все фильмы Твердовского, Наталья Мокрицкая.
Чем известен Твердовский?
Иван Твердовский дебютировал в полнометражном кино рано — в 25 лет на "Кинотавре" с картиной "Класс коррекции" и сразу же снискал любовь фестивальной публики.
Фильм рассказывает про девочку-инвалида Лену, которую после многолетнего домашнего обучения переводят в среднюю общеобразовательную школу в класс коррекции, где учатся дети с различными отклонениями. После долгого домашнего уединения она сталкивается с жестокостью внешнего мира. Лента стала лучшим дебютом "Кинотавра", была награждена спецпризом за искренность на премии "Золотой орел", а также Главным призом Международного фестиваля в Карловых Варах в секции "Восток-Запад".
Второй фильм Твердовского, "Зоология", пошел примерно по этой же тропинке. Фильм про девушку из провинциального городка, у которой неожиданно вырос хвост, был хорошо воспринят критиками и получил приз за лучшую женскую роль на "Кинотавре", спецприз в Карловых Варах и стал лучшей картиной фестиваля фантастических фильмов в Остине.
Премьера "Подбросов" уже по традиции прошла на "Кинотавре" в этом году. Призы получили оператор Денис Алкарон Рамирес — за лучшую операторскую работу и Анна Слю, сыгравшая мать главного героя, — за лучшую женскую роль. В Карловых Варах картина получила приз жюри. Также фильм участвовал в десятке международных фестивалей, в том числе в Хайфе, Лондоне, Бергене, Салониках, Коттбусе, Онфлере, Сан-Паоло, Чикаго, Каире.
Что хотел сказать режиссер в новом фильме?
Твердовскому нравится брать наивных и неиспорченных героев и сталкивать их с нелицеприятной действительностью. "Подбросы" не исключение. Режиссер широкими мазками рисует захлебнувшуюся в коррупции Россию, где люди делятся на тех, кто подбрасывает и кого подбрасывают. Главный герой оказывается в категории подбросов с самого своего рождения.
"Мне захотелось художественно осмыслить тему лжи и несправедливости в тех структурах, которые по идее должны нас защищать. Тем не менее мы никого не обвиняем в этой истории и стараемся рассмотреть ситуацию глазами подростка, который сначала подключается ко всему, словно в игре, но потом понимает, что на самом деле мир не так уж прост", — отмечает режиссер.
Несмотря на то что Твердовский не хочет никого обвинять, практически все герои картины предстают в демоническом обличье, а сцены, где демонстрируется жестокость и абсурд происходящего, богато украшены государственной символикой.
Наивный герой-подросток больше всего хочет подружиться со своей матерью и обрести семью и меньше всего — вызвать гнев окружающих, которые относятся к нему хорошо только тогда, когда он им полезен.
Примечательно, что сам интернат, где вырос герой, хоть и является частью общества, совершенно ему противоположен. Он, в отличие от других социальных институтов, выступает как идеальное место, где Дениса любят и всегда готовы ему помочь. Сам Твердовский говорит о нем как о своеобразном Хогвартсе. Действительно, кажется, что интернат находится как будто в другом измерении, которого не касаются ужасы окружающего мира.
Что еще можно посмотреть на эту тему?
Например, фильмы Андрея Звягинцева. Борьба человека с системой становится центральной темой "Левиафана", который был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм". Конечно, видавший виды герой Алексея Серебрякова далек от наивного и молодого Дениса, но государственные чиновники, с которыми ему приходится иметь дело, не менее неприятные. Звягинцев смотрит на отношения человека и государства более пессимистично, чем Твердовский, и не оставляет надежду ни для общества, ни для главного героя. Интерната, куда можно было бы вернуться, несмотря на все свои грехи, у него тоже не предусмотрено.
С нечистыми на руку чиновниками и народом, безразличным к своей судьбе, сталкивается герой Артема Быстрова в картине Юрия Быкова "Дурак". Он играет сантехника, которого вечером вызывают в общежитие. Он понимает, что оно находится в аварийном состоянии и может рухнуть в любой момент. Герой обращается за помощью к местной администрации, но в итоге проблему ему приходится решать самому.
Несколько лет назад Кирилл Серебренников снял фильм "Ученик" по пьесе Мариуса фон Майенбурга, в котором старшеклассник Вениамин, начитавшись Библии, начинает насаждать мораль в потерявшей нравственные ориентиры родной школе и сильно этим увлекается. Очень быстро его праведный гнев переходит все границы и превращается в моральное и физическое насилие. На этот раз жертвой оказывается сама система — учителя, сначала испуганные его напором, вскоре начинают прислушиваться к его зачастую жестоким и абсурдным призывам, чтобы "не случилось чего", обнажая неспособность общества отличить защиту нравственности от манипуляции и вседозволенности. Картина была представлена во втором по значимости конкурсе Каннского фестиваля "Особый взгляд", но наград удостоена не была.
Тамара Ходова