Юрий Любимов дебютирует в Большом театре постановкой своей версии оперы "Князь Игорь"
Билеты на все восемь премьерных представлений, которые продлятся до 16 июня, полностью раскуплены
МОСКВА, 5 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Ася Арутюнян, Ольга Свистунова/. Пока балет Большого театра России /ГАБТ/ с грандиозным успехом гастролирует в Австралии, его оперный коллектив готовится к громкому событию в Москве. На 8 июня здесь объявлена премьера оперы Александра Бородина "Князь Игорь", постановкой которой дебютирует на сцене ГАБТа патриарх отечественной режиссуры, основатель легендарного Театра на Таганке, 95-летний Юрий Любимов. Сегодня ожидаемый с особым нетерпением спектакль был показан десяткам журналистов. Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе ГАБТа, билеты на все восемь премьерных представлений, которые продлятся до 16 июня, полностью раскуплены.
Это не удивительно: имя Юрия Любимого на афише обещает многое. Интерес подогревается еще и тем, что российской публике как оперный режиссер Юрий Любимов практически не известен. Однако на счету мастера свыше 20 оперных постановок, созданных им на крупнейших сценах разных стран.
В свое время Любимова даже в шутку называли "оперуполномоченным Советского Союза". Дебютируя в Большом театре, Юрий Петрович остается верен себе, - он поставил собственную версию знаменитой оперы "Князь Игорь", значительно отличающуюся от ее прежних традиционных трактовок. К примеру, музыкальное звучание оперы по сравнению с предыдущими вариантами сокращено почти на час. Как свидетельствуют участники постановки, из партитуры исключены многие популярные фрагменты. Однако в интервью ИТАР-ТАСС Юрий Любимов не стал "оплакивать "потери". "Самое важное заключается в том, что за многие годы своего существования опера великого химика, коем, как известно, был Александр Бородин, обросла "лишними нотами", - пояснил режиссер.
По его словам, оперу надо было "почистить", что и было поручено композитору Павлу Карманову, который работал под руководством своего коллеги Владимира Мартынова, - постоянного соавтора Юрия Любимова. Режиссер признал, что "создание новой музыкальной редакции было задачей не из легких, в результате опера стала компактнее, динамичнее и эмоционально насыщеннее". Такую же цель преследовало и визуальное оформление, порученное знаменитому сценографу Зиновию Марголину. "Декорации спектакля символические и довольно лаконичные - говорит Любимов. - Быта как такового в спектакле нет - есть образы ситуации и действия, а в передаче настроения той или иной картины важную роль будет играть свет".
По словам самого сценографа, он в самом начале работы понял, чего хочет от него Юрий Петрович. "Этой истории полтора года. Было мучительно и тяжело, но получилась прекрасная история. Мне изначально было ясно, чего хочет Юрий Петрович. Я понимал, что постановка будет реализована в его манере, в его известном стиле. Спектакль очень ясный, лаконичный и понятный", - отметил Марголин.
Самым эффектным актом оперы Юрий Любимов назвал "Половецкие пляски", которые всегда производят сильное впечатление на зрителей. Лучшей версией этого танцевального действа на сегодняшний день считается постановка выдающегося хореографа Касьяна Голейзовского. В любимовском спектакле она возобновлена другим, не менее знаменитым, балетмейстером Юрием Григоровичем. "Мне хотелось меньше академизма и больше драматизма. Поэтому в музыкальное сопровождение танца мы добавили бубны и другие ударные инструменты. Я даже разрешил артистам свистеть", - с улыбкой поясняет режиссер.
За дирижерским пультом встанет музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский, по словам которого, публика увидит "очень осмысленную версию оперы Бородина". "Это будет "Князь Игорь" Юрия Любимова. Скучать не придется точно. Спектакль очень динамичный, все время происходит драматическое развитие", - сказал Синайский, добавив, что после работы с режиссером над этой оперой он "начал относиться к творчеству Бородина с большой любовью".
Исполнителями оперных партий выступят звезды ГАБТа, творческая молодежь и приглашенные солисты. Все они отмечают, Юрий Петрович очень требователен, но работать с ним было невероятно интересно. "Большая честь для меня соприкоснуться с Юрием Любимовым. Невероятно интересно с ним работать, это дорогого стоит. Он очень внимателен к деталям, каждый жест, каждая эмоция для него важны. Главное, что он от нас требовал, - быть в абсолютной гармонии с собой, быть живым на сцене, играть от сердца. Думаю, работа в этой опере займет отдельное место в моей жизни", - признался Эльчин Азизов, исполнитель роли князя Игоря.
Бесценным опытом назвал работу с легендарным режиссером и бас Валерий Гильманов, который воплощает на сцене образ Кончака. "Я знаком с творчеством Юрия Петровича по его драматическим спектаклям. И сейчас вижу, что его рука чувствуется и в оперной постановке. Я слышал, что якобы из- за возраста с ним сложно работать, и удивлен, потому что никакого дискомфорта не было. Наоборот, очень интересно и мило было работать с ним. Очень рад, что предоставилась такая возможность", - сказал певец.
К месту будет добавить, что спектакль ставился в экстремальном режиме. Репетиции проходили ежедневно по 6 часов в день. "Особенно много пришлось поработать с оперными певцами, - заметил Любимой. - Мне хотелось убрать отличительную особенность русских певцов "глотать" окончания слов. И, мне кажется, в итоге мы добились отличной дикции. Вообще, я работал с Большим театром с удовольствием, получая от этого, как говорили в прошлом, глубокое удовлетворение", - отметил Юрий Любимов.
Для Большого "Князь Игорь" является одним из знаковых названий. Опера выдержала семь постановок и никогда не исчезала с афиш ГАБТа надолго. Всего она прошла в Большом более тысячи раз. И вот в его репертуаре появился "Князь Игорь" ХХI века, основную идею которого его постановщик Юрий Любимов сформулировал так: "Главное, чтобы князья меньше воевали между собой, сохраняя целостность Земли русской. Таков мой непреложный взгляд на тот исторический период, да и на все грядущие времена", - считает режиссер.
Разумеется, оценить нового "Князя Игоря" предстоит публике, но, похоже, нынешняя версия совпадает с эстетической позицией самого Александра Бородина. "По- моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места: все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и, по возможности, практично в исполнении, как голосовом, так и оркестровом", - так считал Бородин. И, судя по реакции сегодняшней публики, Юрий Любимов солидарен с композитором.