16 ЯНВ, 18:43

Новое руководство МХАТ им. Горького рассказало о планах

Одной из премьер театра станет постановка Андрея Кончаловского "Сцены из супружеской жизни" по сценарию Ингмара Бергмана

МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. Первая пресс-конференция нового руководства Московского художественного академического театра имени Горького состоялась в среду в ТАСС. Художественный руководитель Эдуард Бояков, его заместители режиссер Сергей Пускепалис и писатель Захар Прилепин обнародовали планы возглавляемого ими коллектива.

"Мы попытались осмыслить театр как целостный организм и начали думать о репертуаре, экономике, ремонте. Мы будем существовать как проектный центр, ядро театра - это наша труппа", - обозначил тему своего выступления Бояков. Руководство театра рассчитывает, что в обсуждении репертуара будет принимать участие и Татьяна Доронина, занявшая почетную должность президента МХАТ им. Горького.

Художественный руководитель обратил внимание собравшихся на то, что в труппе будут приглашенные актеры. "Мы не будем злоупотреблять приглашенными артистами, но и не будем забывать, что у труппы должно быть ощущение конкуренции", - сказал Бояков. Также он заверил, что МХАТ удивит обилием мероприятий.

Он рассказал, что в этом году зрителей, конечно, ждут премьеры. "В марте будет выдающаяся работа Андрея Кончаловского - "Сцены из супружеской жизни", - сообщил художественный руководитель театра. Премьера постановки по сценарию Ингмара Бергмана состоялась летом 2018 года в Неаполе на Итальянском театральном фестивале. Главные роли тогда исполнили Юлия Высоцкая и Федерико Ванни, который раннее играл в спектаклях Кончаловского "Укрощение строптивой" (2013) и "Эдип в Колоне" (2014).

Режиссер, который также присутствовал на пресс-конференции, рассказал, что в российской версии спектакля главные роли сыграют Юлия Высоцкая и Александр Домогаров. "Текст Бергмана позволяет делать транспонирование. Вот это транспонирование я хочу попробовать в России и [перенести] "Сцены из супружеской жизни" во времена перестройки", - добавил Кончаловский.

Среди других премьер - постановка пьесы современного белорусского драматурга Ивана Крепостного "Последний герой" в режиссуре Руслана Маликова. Как говорят в театре, в этом произведении о конфликте поколений "виртуозно смешаны жанры фарса и драмы, стендапа и гиньоля, патриотической поэмы и криминального трэша".

Распутин, Есенин, Метерлинк

Также зрителей ждет инсценировка повести Валентина Распутина "Последний срок", которую воплотит на сцене Сергей Пускепалис. Режиссер свой фронт работ определил как "понимание труппы и стратегию развития МХАТ". Дата премьеры этого спектакля пока не назначена.

"Мы решили начать с повести Распутина "Последний срок", которую сам автор считал своей главной книгой. В ней говорится о патриотизме, любви к родине, своему народу и делается это просто и искренне. Писатель объясняет этим произведением, откуда мы вышли и куда идем", - поделился Пускепалис.

Он подчеркнул, что труппа МХАТ - серьезная, образованная, талантливая. "Татьяна Васильевна [Доронина] понимает в этом толк. Но мне нужно познакомиться с коллективом поближе - для этого всей труппе будет предложен текст повести "Последний срок", и, хотя в этом произведении всего 10 персонажей, на примере этого материала я надеюсь узнать труппу, понять ее потенциал", - сказал режиссер.

Также театр восстановит спектакль "Синяя птица" 1908 года - постановку по произведению Метерлинка осуществил еще Константин Сергеевич Станиславский. "Синяя птица" - капитал МХАТ им. Горького, мы будем заботиться о таких спектаклях", - заверил Бояков. Одним из важных проектов он назвал российскую премьеру балета "Мама" британского хореографа Артура Питы с примой лондонского Королевского балета Натальей Осиповой в главной роли. Балет, премьера которого пройдет 23-26 мая, создан по мотивам малоизвестной сказки Ханса Кристиана Андерсена "История одной матери".

Бояков напомнил, что МХАТ всегда был славен своими студиями, лабораториями, своим поиском, открытием новых драматургов. Продолжая эту традицию, новые лидеры МХАТ им. Горького планируют создать ряд новых экспериментальных площадок - Лабораторию современной драматургии, Лабораторию будущего театра, Философский клуб, Лабораторию проекта Захара Прилепина "Есенин".

Последняя создается специально для работы над спектаклем по мотивам книги Прилепина о поэте. "Есть идея поставить спектакль "Семь женщин Есенина" - этот проект объединит документы и есенинские стихи. В этой лабораторной работе примут участие артисты, а также люди, сведущие в творчестве Есенина", - уточнил на пресс-конференции сам Прилепин. Предполагается, что премьера постановки состоится в 2020 году и будет приурочена к 125-летию со дня рождения поэта.

Ремонт и перезагрузка

На пресс-конференции стало известно, что здание МХАТ им. Горького ждет ремонт. "Мы имеем дело с уникальным памятником. Я считаю его последним великим театральным зданием. Архитектор Владимир Кубасов и молодой архитектор Тамара Мурадова начинают долгий серьезный путь, который начнется, конечно, с обследования [здания]", - сказал Бояков.

После этого будет определен план работ. Планируется создать комфортную навигацию, аутентичные интерьеры, технически "перезагрузить" здание.

Заместитель министра культуры РФ Павел Степанов отметил, что пока нет ни точных сроков ремонта, ни понимания, будет ли закрыт театр для посещения на время работ. "Здание прекрасное, но находится в достаточно сложном состоянии. Необходимо обследование и дальнейшие работы, чтобы здание не просто вызывало эстетическое удовольствие, но и отвечало всем техническим требованиям, требованиям безопасности", - сказал он.

Общее мнение было таково, что здание театра - уникальный образец модерна, и оно должно быть сохранено, в этом ключе и будут осуществляться предстоящие работы.

История театра

История театра началась в 1898 году, когда Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко был основан Московский художественно-общедоступный театр. Он открылся постановкой трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович". Основу труппы тогда составляли воспитанники Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где преподавал Немирович-Данченко и участники любительских спектаклей, поставленных Станиславским в "Обществе любителей искусства и литературы".

В том же году состоялась премьера спектакля "Чайка" Антона Чехова, ставшего визитной карточкой театра. В 1901 году театр был переименован в Московский художественный театр, а на следующий год переехал в здание в Камергерском переулке, перестроенное архитектором Федором Шехтелем. Он же выполнил изображение чайки на театральном занавесе - знакомую всем эмблему театра.

В 1987 году МХАТ разделился на два театра - МХАТ имени Чехова во главе с Олегом Ефремовым и МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина. Она занимала пост художественного руководителя МХАТ имени Горького на протяжении более чем 30 лет. В начале декабря 2018 года стало известно, что новым художественным руководителем становится Эдуард Бояков, а Татьяна Васильевна займет почетную должность президента театра.

Татьяна Доронина родилась 13 сентября 1933 года в Ленинграде. Была трижды признана читателями журнала "Советский экран" лучшей актрисой года. В репертуаре театра несколько спектаклей с ее участием: "Васса Железнова" и "Старая актриса на роль жены Достоевского". Также в афише - "Отцы и дети", "Мастер и Маргарита", "Гамлет", "Пигмалион", "Ромео и Джульетта".

В новость внесено исправление (10:13 мск) - уточняется информация о премьере спектакля "Последний срок" в 7-м абзаце

Читать на tass.ru
Теги