Мединский: закон о реституции музейных ценностей не подлежит пересмотру
Существующее положение дел исторически справедливо, подчеркнул министр
МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Предложения Германии о возможном пересмотре закона о реституции, согласно которым Россия должна вернуть часть объектов культурного наследия, вывезенных из Третьего рейха в качестве трофеев, не подлежат обсуждению. Об этом заявил министр культуры РФ Владимир Мединский в своей статье, опубликованной в понедельник на сайте "Российской газеты".
В декабре 2018 года посольство ФРГ в России распространило информацию о том, что намерено добиваться возврата в свою страну культурных ценностей, которые по итогам Второй мировой войны были перемещены из Германии в СССР.
"Нынешнее положение дел исторически справедливо, соответствует нормам международного и российского права и главное - нормам морали и нравственности и не нуждается в пересмотре. То, что Советский Союз взыскал с Германии после Второй мировой войны, закреплено документально и по праву принадлежит нам: во-первых, как стране, пострадавшей от вероломной агрессии и варварских методов ведения войны нацистами; во-вторых, как компенсация за причиненный в годы войны ущерб, включая разграбленные и незаконно вывезенные культурные ценности, и, наконец, как державе-победительнице", - написал он.
По словам Мединского, все культурные и исторические ценности, которые оказались в СССР после Великой Отечественной войны, являются собственностью государства. "Культурные ценности, перемещенные в осуществление компенсаторной реституции с территории Германии, являются достоянием Российской Федерации. Эти ценности и сегодня остаются достоянием мировой культуры. Но только Российское государство как собственник имеет право ими распоряжаться", - подчеркнул министр.
Культурные потери страны
Мединский напомнил, какой ущерб национальной культуре страны принесли действия фашистов в годы войны. "Всего на оккупированной территории было разграблено 427 музеев. Только на территории РСФСР похищено или уничтожено 1 млн 177 тыс. 291 единица хранения; 13 тыс. музыкальных инструментов; библиотеки потеряли около 180 млн экземпляров книг; из архивов вывезено или уничтожено 17 млн дел; полностью разрушено более 3 тыс. памятников архитектуры", - подчеркнул он.
Глава министерства отметил, что действия гитлеровцев по уничтожению памятников культуры и искусства на территории Советского Союза носили умышленный характер. "В пушкинской усадьбе Михайловское разграбили, уничтожили и дом-музей Пушкина, и даже домик няни поэта Арины Родионовны, вырубили старинный парк", - пишет Мединский.
В статье он также привел воспоминания сотрудницы музея, работавшей на тот момент в Михайловском: "В музее поселился немецкий штаб. Я увидела в одном из залов портрет Пушкина - художника Кипренского. Портрет валялся на полу; полотно было продавлено сапогом. На моих глазах немецкий солдат растапливал печь книгами... картины и скульптуры превратили в мишени для стрельбы".
Министр отметил, что действия Красной армии в отношении культурных ценностей на территории Германии несравнимы с тем уроном, который нанесла противоположная сторона. "Даже если не оперировать понятиями "нравственность", "совесть", а просто посмотреть на вопрос с немецкой практичностью и педантичностью, если с этим далеко не полным списком уничтоженного многовекового культурного богатства России и сравнить списки компенсаторной реституции, то придется признать: советский солдат-победитель сжалился над Германией - очень скромно вывез. Вот с этой реальной арифметикой, уважаемые германские коллеги, вы точно хотите вернуться к вопросу реституции?" - недоумевает Мединский.
Возвращенные ценности
Вместе с тем глава Минкультуры признает, что факты возвращения культурных шедевров в те страны, откуда они были вывезены в годы войны, действительно имеют место.
"Упомяну, что вопрос бесспорных прав собственности на перемещенные культурные ценности в отношении Германии имеет два законных исключения. Они касаются собственности религиозных организаций и собственности частных лиц, ранее безвозмездно изъятой у них нацистами в связи с расовой, религиозной или национальной принадлежностью. Наше законодательство данной норме международного права полностью соответствует. Например, в 2002 году Германии передали 111 витражей из церкви Святой Марии в Мариенкирхе, до этого перемещенных в Россию и хранившихся в Эрмитаже", - напомнил Мединский.
Отдельного разговора, по словам министра, заслуживает судьба Дрезденской картинной галереи, экспонаты которой были отреставрированы советскими специалистами и позднее возвращены на историческую родину.
"Эти сокровища были обнаружены советскими войсками в 1945 году в каменоломнях около Дрездена, заминированными и отсыревшими, залитыми водой и покрытые плесенью. То, что их вообще вернули к жизни, - беспримерный профессиональный подвиг сначала наших саперов, а потом и советских реставраторов. Решением Хрущева состоялась торжественная передача всех этих сокровищ ГДР - в знак дружбы и социалистического братства: всего 1240 произведений живописи, плюс еще 1 571 995 экспонатов из всех музеев СССР. То есть, по некоторым оценкам, обратно вернулось 4/5 всего, что было вывезено после войны", - подчеркнул Мединский.
Передать нельзя забыть?
Он напомнил, что ранее власти Германии не оспаривали права Советского Союза на культурные ценности, вывезенные из страны в качестве трофеев. "Любопытно, что до распада СССР в самой Германии никогда не возникало сомнений в законности вывоза предметов искусства державами-победительницами. В 1990 году, во время переговоров об объединении Германии, правительства ФРГ и ГДР даже сделали специальное совместное заявление: "Меры по изъятию имущества, принятые на основе прав и верховенства оккупационных властей, являются необратимыми", - заявил министр.
Он подчеркнул, что претензии дипломатов и политиков ФРГ на возвращение в страну объектов культурного наследия не имеют под собой никаких оснований.
"Нет и не может быть никаких "благоприятных условий", при которых Россия вступит в какие бы то ни было переговоры на тему "возвращения Германии культурных ценностей". Уважаемые германские партнеры, вы же не вернете нам 27 миллионов жизней? Вот и нас не просите о невозможном; этот вопрос для нас просто несуществующий, он еще и никак не связан с конструктивными деловыми и культурными отношениями, которые сегодня есть между нашими странами. А вот прошлое - закрыто, оно свершилось, и не нужно в него возвращаться", - добавил Мединский.