В Сербии заявили, что возвращение листа Мирославова Евангелия имеет огромное значение
Министр культуры и средств массовой информации Сербии Владан Вукосавлевич отметил, что это подтверждение исключительно добрых отношений России и Сербии не только в области культуры, но и намного шире
БЕЛГРАД, 14 июля. /Корр. ТАСС Павел Бушуев/. Обмен 166 листа Мирославова Евангелия на картины Николая Рериха является важным культурным событием для Сербии и России. Об этом заявил во вторник в эксклюзивном комментарии ТАСС министр культуры и средств массовой информации Сербии Владан Вукосавлевич.
"Уверен, что обмен 166 листа Мирославова Евангелия на картины Николая Рериха представляет для Сербии и России событие огромного значения. Это подтверждение исключительно добрых отношений двух стран не только в области культуры, но и намного шире. Благодарю российский народ за то, что он бережно и хозяйственно хранил часть одного из наших важнейших письменных памятников культуры. То же самое и Сербия сделала в отношении картин Рериха, которые были нам предоставлены взаймы еще до Второй мировой войны и которые, наконец, найдут свое настоящее место в музее этого знаменитого русского художника и мыслителя", - говорится в письменном заявлении министра, поступившем в ТАСС.
"Сербия и Россия еще раз показали высшую степень близости и взаимопонимания. Я ожидаю, что наше плодотворное сотрудничество в будущем будет подтверждать большую дружбу и понимание народов двух стран", - заключил Вукосавлевич.
Обмен культурными ценностями
Ранее, 13 июля, президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения с Сербией об обмене с Россией 166-го листа Мирославова Евангелия на семь картин Николая Рериха. Согласно условиям соглашения, Россия отдает Сербии лист Мирославова Евангелия, который был в 1883 году передан в Российскую национальную библиотеку в составе коллекции епископа Порфирия (Успенского). Сербия в свою очередь отправит в Москву семь картин Рериха, хранящихся в Национальном музее Сербии в Белграде. Это "Бургустан. Кавказ" (1913), "Звоны" (1919, известна под названием "Благовест"), "Благие посетившие" (1923, известна под названием "Святые гости"), "Берендеи. Деревня" (1921, известна под названием "Деревня Берендея"), "Преподобный Сергий Радонежский" (1922), два эскиза костюмов к опере Римского-Корсакова "Снегурочка" (созданы в 1921 году).
Подлинность картин Рериха, а также их историко-культурная ценность ранее установили эксперты Государственного музея Востока.
Соответствующие решения в январе этого года со своей стороны приняла Народная скупщина (парламент) Сербии. Договоренность об обмене культурными ценностями между Белградом и Москвой была достигнута во время визита в Сербию президента России Владимира Путина 17 января 2019 года. Соглашение об обмене было подписано во время визита в сербскую столицу в октябре прошлого года Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост премьер-министра РФ.
Вопрос возвращения страницы древнейшей сербской кириллической рукописи в Белград обсуждался десятилетиями. Что касается картин Рериха, то их судьба была неизвестна с 1941 года до марта 2017 года, когда корреспондент ТАСС обнаружил полотна в Национальном музее Сербии.
Сербская рукопись и картины Рериха
Мирославово Евангелие было написано около 1180 года. Это древнейший кириллический памятник сербской письменности. который хранится в Национальном музее Сербии в Белграде. С недавнего времени на копии Мирославова Евангелия дают клятву президенты Сербии, вступая в должность.
Около 1845 года архимандрит Порфирий (Успенский) обнаружил рукопись в афонском монастыре Хиландар. Он изъял из нее один лист и вывез его в Россию как доказательство существования культурного памятника. Лист на протяжении 137 лет хранился в Российской национальной библиотеке.
Евангелие вернулось в Сербию в 1896 году, когда монастырь посетил сербский король Александр Обренович. В благодарность за оплату долгов монастыря монарху подарили самую древнюю сербскую книгу. Во время Первой мировой войны Евангелие оказалось на острове Корфу, а затем вместе с сербской армией вернулось в Белград в 1918 году. Книга чудом не была уничтожена во время бомбардировок Белграда в 1941 году фашистами, когда полностью сгорела Национальная библиотека Сербии.
Судьба семи картин Николая Рериха, которые были обнаружены корреспондентом ТАСС в собрании Национального музея Сербии, была неизвестна с момента нападения нацистской Германии на Югославию в апреле 1941 года. По некоторым данным, одну из картин Рерих подарил белградскому музею. В Сербию привезли и другие работы Рериха в рамках выставки, посвященной его творчеству. Начавшаяся Вторая мировая война помешала вернуть экспонаты в Россию. Ранее еще 10 картин Рериха были обнаружены в Загребе. Это "Идолы. Языческая Русь" (1913), "Тибетский стан" (1931), "Шествие утра" (1931), "Путь на Кайлас" (1931), "Канченджанга" (1924), "Ашрам" (1931), "Жилище Такура" (1931), "Ташидинг" (1924), "Паранирвана" (1927), "Приказ учителя" (1931).