Эксперт: Пентагон может создавать в системе GPS искусственные помехи
Речь идет не о блокировке сигнала, а о введении в систему погрешности на несколько километров или сотен метров в сторону, что воспринимается как сбой
МОСКВА, 29 апреля. /ИТАР-ТАСС/. США имеют техническую возможность создавать искусственную погрешность для самолетов в спутниковой глобальной навигационной системе GPS. Пилот будет расценивать это как сбой системы, сообщил ИТАР-ТАСС член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ) Андрей Ионин.
"США как владелец системы GPS могут сделать это. За ними уже было отмечено много аналогичных случаев, например, во время событий в Югославии, Ливии, Грузии, хотя это никогда не признавалось официально. Сейчас, похоже, такая же ситуация происходит и здесь [в небе над Украиной - прим.ТАСС]", - сказал он.
Специалист пояснил, что речь идет не о блокировке сигнала, а об искусственной помехе - введении в систему погрешности на несколько километров или сотен метров в сторону, - что воспринимается как сбой. "Когда происходит такая ситуация на самолетах, это значит, что сигнал "зашумлен" и в систему внесена специальная ошибка. Это делается на этапе управления спутниками", - пояснил Ионин.
Он уточнил, что все операции осуществляются из Центра управления системой GPS, который является подразделением Пентагона. "Не надо забывать, что GPS - это военная система, она создавалась на деньги министерства обороны США и им же управляется. То, что ее сигнал свободно и бесплатно доступен для гражданских потребителей, это было решение президента США", - напомнил Ионин.
"Если почитать документ на сайте Белого Дома, который называется "Национальная политика США в области координатно-временного обеспечения", то там написано, что сигнал предоставляется бесплатно. Один из пунктов гласит, что американское правительство должно предпринимать меры по недопущению использования навигационного сигнала против интересов США. Если перевести эту длинную дипломатичную формулировку на нормальный язык, то можно понять, что США оставляют за собой право проведения таких действий", - подчеркнул член-корреспондент РАКЦ.
Для того, чтобы не допустить таких ситуаций в будущем, считает эксперт, любое государство должно использовать минимум две системы - GPS и ГЛОНАСС.
Ранее в Росавиации предупредили, что авиакомпании при полетах над Украиной должны быть готовы использовать навигацию, не основанную на технологии GPS. При этом в ведомстве подтвердили, что направили в авиакомпании информацию о факте помех, препятствовавших работе бортовых приемников GPS. Ведомство попросило авиакомпании фиксировать все случаи отказа и информировать агентство для выработки дальнейших действий.
В извещении, направленном Росавиацией в авиакомпании, говорится, что 24 апреля 2014 года при выполнении полета по маршруту Стамбул - Москва на самолете А321 за 60 миль до пролета Днепропетровска произошел отказ двух GPS. После пролета госграницы, в районе Белгорода, работа GPS восстановилась.