Во Вьетнаме почтили память жертв массового убийства военными США мирных жителей в Сонгми
Трагедия произошла 54 года назад
ХАНОЙ, 16 марта. /ТАСС/. Во Вьетнаме в среду почтили память жертв массового убийства мирных жителей, совершенного американскими военными 16 марта 1968 года в деревне Милай в сельском уезде Сонгми. Сотни местных жителей, буддийских монахов и родственников погибших, приехавших из разных частей страны, собрались в центральной провинции Куангнгай.
Американский ветеран Билли Келли, воевавший во Вьетнаме в 1968-1969 годах, прислал на памятную церемонию 504 розы и открытку с надписью "Никогда не забывай" в память об убитых 504 мирных жителях.
Там, где когда-то была деревня Милай, сейчас находится музей геноцида. Память погибших увековечена и в открытом в честь них несколько лет назад поминальном храме.
Что произошло 54 года назад
16 марта 1968 года 3-я рота "Чарли" из оперативной группы 23-й пехотной дивизии сухопутных войск США была направлена для проведения десантно-штурмовой операции в провинции Куангнгай. Было получено задание: сломить сопротивление противника в районе уезда Сонгми, который, по данным разведки, служил опорной базой 48-го батальона партизанской армии Северного Вьетнама. Солдатам также сказали, что к моменту их прибытия в 07:30 утра в деревню гражданское население будет эвакуировано. Останутся только вьетконговцы (бойцы коммунистической армии Северного Вьетнама), с которыми следует обращаться как с солдатами противника. Разведка ошиблась: в районе не оказалось ни одного вооруженного партизана, только мирные жители.
Больше всего пострадала небольшая деревушка Милай, входившая в состав общины Сонгми, где действовал взвод под командованием лейтенанта Уильяма Колли. Вместо партизан там обнаружили стариков, женщин и детей и учинили над ними расправу. 504 человека, в том числе 182 женщины и 173 ребенка, были расстреляны из винтовок или заколоты штыками, а их тела брошены в ров и преданы огню. В живых остались только пятеро местных жителей. Взвод Колли взорвал и сжег 247 домов, убил весь домашний скот и птицу.
Поначалу руководство армии США узнало о событиях в Сонгми из публикаций в газетах стран коммунистического блока и приняло их за часть пропагандистской войны. Лишь полтора года спустя Пентагон осознал всю чудовищность произошедшего, когда рядовой Рон Риденхауэр направил открытое письмо президенту Ричарду Никсону, где написал обо всем, что узнал от сослуживцев - очевидцев резни. "Это было ужасно! Они убивали жителей деревни, как будто перед ними были овцы. Солдаты вытаскивали людей из убежищ и сгоняли в одно место. Как только Колли находил, что их собрано достаточное количество, он приказывал расстреливать всех из пулемета", - говорилось в том письме.
Практически одновременно с этим журнал LIFE опубликовал серию цветных фотографий, снятых в Сонгми бывшим фронтовым фоторепортером Рональдом Хайберли. По образному выражению одного из американских журналистов, в деревне Милай уезда Сонгми "умер американский идеализм". "Гранаты Колли, - продолжает он, - разворотили сердце добропорядочной Америки, она оглохла от пулеметных очередей бравого лейтенанта".
Колли был отозван в США, где получил официальное уведомление о том, что он задерживается по подозрению в совершении массовых убийств. Еще нескольким офицерам были предъявлены обвинения в нарушении воинского долга, некоторых солдат обвинили в убийстве по ходу следствия. В конце концов лишь пятеро предстали перед военным трибуналом, но осудили только Колли. Он получил пожизненное заключение, но вскоре был помилован президентом - тюремное заключение заменили домашним арестом, а затем и вовсе отменили.
После освобождения бывший лейтенант жил в штате Джорджия, где работал в ювелирном магазине своего тестя. В середине 2000-х годов Колли перебрался в Атланту, где живет и по сей день, периодически посещая местный клуб ветеранов. В 2009 году на одной из встреч клуба он рассказал, что ни на минуту не забывает о том, что случилось во Вьетнаме 16 марта 1968 года. "Не проходит и дня, чтобы я не чувствовал раскаяния за то, что произошло тогда в Милае. Я очень сожалею и раскаиваюсь...", - сказал он.