28 ИЮН, 00:01

Главы МИД прикаспийских стран встретятся в Ашхабаде в преддверии VI Каспийского саммита

Шестой Каспийский саммит станет первым после встречи глав государств в 2018 году в Актау

МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Министры иностранных дел России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркмении встретятся во вторник в Ашхабаде. Совещание пройдет накануне предстоящего в среду VI Каспийского саммита.

"На совете министров иностранных дел в Ашхабаде планируется провести обзор сотрудничества на Каспии и обсудить модальности дальнейшего взаимодействия в рамках подготовки предстоящей встречи президентов каспийской "пятерки", - сообщила ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Каспийский саммит

Шестой Каспийский саммит станет первым после встречи глав государств в 2018 году в Актау, где они подписали исторический документ - Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Документ является бессрочным и вступит в силу после ратификации всеми пятью подписавшими его государствами. К настоящему времени Конвенцию ратифицировали четыре участника: Туркмения (декабрь 2018 года), Казахстан и Азербайджан (февраль 2019 года), Россия (октябрь 2019 года).

На прошлой неделе глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что в ходе саммита лидеры пяти стран подтвердят значение конвенции. В понедельник о том же заявил помощник президента РФ Юрий Ушаков. "Мы ожидаем, что переговоры в Ашхабаде приведут к тому, что будет подтвержден стратегический характер многостороннего сотрудничества на Каспии, а главное, будет подтверждена приверженность принципам взаимодействия, которые были зафиксированы в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря", - сказал он.

В апреле прошлого года Лавров заявлял, что Россия ожидает скорейшей ратификации Конвенции Ираном, что позволит документу вступить в силу и "укрепить фундамент взаимодействия на Каспийском море".

Как сообщило ранее государственное агентство Туркмении ТДХ, на саммит будет также вынесен комплекс вопросов, касающихся дальнейшего развития межгосударственного взаимодействия по приоритетным направлениям. Президент Туркмении Сердар Бердымухамедов на недавнем заседании кабмина отметил, что Туркмения "последовательно выступает за диверсификацию торгово-экономических связей между прибрежными странами, эффективную реализацию огромного ресурсного, транспортно-транзитного, энергетического и промышленного потенциала, которым располагает Каспийский регион".

Ранее в этом месяце на встрече в Тегеране с президентом Ирана Эбрахимом Раиси Бердымухамедов отмечал важность формирования Каспийской транспортной системы и говорил о готовности Туркмении вместе с партнерами приступить к работе по предоставлению тарифных льгот, упрощению таможенных операций, налаживанию продуктивных контактов между национальными операторами и другим важным вопросам. Он отмечал, что этот вопрос, а также вопросы взаимодействия в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и приграничной преступностью, вопросы экологии, инноваций и гуманитарной сферы станут предметом обсуждения на саммите.

Конвенция о статусе Каспия

Во времена СССР Каспий фактически был внутренним водоемом Советского Союза - лишь 13,8% принадлежало Ирану. После распада СССР число прикаспийских государств увеличилось до пяти - Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркмения - и возникла необходимость принятия нового соглашения по правовому статусу водоема. При этом Каспийское море - внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного выхода в Мировой океан, а значит, не подпадающий под действие международных конвенций по морскому праву.

Страны Каспия придерживались разных позиций по разграничению дна водоема, а также по территориальной принадлежности крупных углеводородных месторождений на морском шельфе. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан предлагали разграничить Каспий по методу "модифицированной срединной линии" (линия, каждая точка которой находится на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств). Иран настаивал на сохранении Каспийского моря в общем пользовании по принципу кондоминиума, допуская при этом создание пяти равных секторов (по 20%). Кроме того, Иран выступал категорически против заключения двусторонних соглашений по Каспию. Россия поддерживала разграничение недр и шельфа Каспийского моря, но была против раздела его акватории, поскольку это потребует коренного пересмотра сложившегося за последние 70 лет режима хозяйственного использования водоема.

Согласно принятой 12 августа 2018 года в Актау конвенции, каждая сторона устанавливает территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль. К ним прилегает рыболовная зона шириной еще 10 миль. Государства будут иметь исключительное право регулировать, разрешать и проводить в своих территориальных водах, в своей рыболовной зоне морские научные исследования, связанные с водными биологическими ресурсами и с разведкой и разработкой ресурсов дна и недр. Стороны смогут прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну Каспийского моря, а также подводные магистральные трубопроводы при условии соответствия их проектов международным экологическим требованиям и стандартам. Для этого не понадобится одобрение всей "пятерки", а лишь договоренность стран, по чьему сектору пройдет кабель или труба. Кроме того, в Каспийском море не смогут присутствовать вооруженные силы третьих стран. Суда должны ходить только под флагами прикаспийских государств.

Читать на tass.ru
Теги