25 СЕН, 15:17

Куба на пути к легализации однополых браков. Как местные воспринимают такую либерализацию?

Около 8 млн кубинцев приглашены в это воскресенье к урнам для голосования на референдуме по вопросу принятия нового Семейного кодекса, который должен сменить действующую с 1975 года законодательную базу в этой сфере. Как подчеркивают официальные СМИ острова, документ включает в себя расширение прав детей, пожилых людей и инвалидов, а также "солидарное вынашивание" — некоммерческое суррогатное материнство. Но, пожалуй, одна из наиболее инновационных частей, вызывающих дискуссии в обществе, — легализация браков между гражданами одного пола и возможность усыновления детей такими парами.

Долгий путь к консенсусу

На легализации подобных браков давно настаивают представители ЛГБТ-сообщества. Один из активных защитников прав сексуальных меньшинств на Кубе — дочь бывшего лидера страны Рауля Кастро Мариэла, которая является депутатом парламента, а также директором Национального центра сексуального воспитания. Возможность заключения однополых браков ранее предполагалось включить в новую конституцию страны, однако в конце 2018 года власти приняли решение не увязывать инициативу с принятием основного закона. Вместо этого пообещали включить вопрос в обновленное "профильное" законодательство.

С февраля по май 2022 года проект Семейного кодекса был предметом всенародного обсуждения, в котором приняли участие до 80 тыс. человек. В ходе дебатов правкам подверглось 48% текста, но возможность заключения однополых браков и усыновления осталась. В июле окончательный текст был одобрен Национальной ассамблеей народной власти Кубы (однопалатным парламентом) с последующим вынесением на референдум. Новый Семейный кодекс будет принят, если его поддержат больше половины принявших участие в голосовании граждан.

Вопрос на откуп обществу

В эфире кубинских радио, телевидения и на страницах периодических изданий по мере приближения дня голосования все чаще можно было видеть призывы поддержать новое законодательство, которое представлялось как прогрессивный и инклюзивный плод совместной работы власти и общества. На одном из недавних собраний, посвященных референдуму, президент Кубы Мигель Диас-Канель заявил, что новый Семейный кодекс не навязывает какую-либо определенную форму семьи, а только уравнивает возможности для всех. "Семейный кодекс прежде всего воспитывает уважение к человеку, уважение ко всем, — сказал он. — Можно честно не согласиться с одной или несколькими статьями кодекса, но было бы ошибкой по этой причине отвергать его полностью. <...> Это несоответствие существует именно из-за широкого разнообразия интересов".

Тем не менее, например, по государственному телевидению в разделах, посвященных новому законодательству, акцент все же делается на расширении прав опекунов, детей и людей с ограниченными возможностями, засилья "рекламы" однополых браков нет. Ситуация интересна еще и тем, что это первый после победы революции референдум по принятию кодексов — ранее в подобных случаях проводились только всенародные консультации. С другой стороны, положительный исход голосования позволит избежать властям прямой критики со стороны противников легализации однополых браков — голосовало же общество.

Неоднозначность реакций

С момента переноса вопроса однополых браков из проекта конституции в проект Семейного кодекса отношение к инициативе как было, так и осталось неоднозначным. Чем старше будущие участники референдума, тем более различные у них оценки. Молодежь в основной массе настроена либо индифферентно, либо придерживается принципа "почему бы и нет". Старшее же поколение разделено на тех, кто видит в принятии новых норм сугубо отрицательный отход от канонов традиционной семьи, и тех, кто видит в этом расширение свобод и прогрессивность. Есть еще одна группа — на однополые браки смотрят без энтузиазма, но инициативы власти традиционно поддерживают.

С резкой критикой, как и раньше, выступило духовенство. За две недели до голосования Конференция католических епископов Кубы заявила, что "введение в законодательство "гендерной идеологии" не принесет пользы кубинским семьям". "Брак между мужчиной и женщиной, являющийся естественной основой семьи, не может быть вытеснен или деформирован, чтобы освободить место для других юридических конструктов", — говорится в заявлении. Церковь также отвергла легализацию суррогатного материнства.

Противники официальной Гаваны в Майами повторяют тезисы церкви, но делают это, конечно, не из-за заботы о традиционных ценностях, а из-за того, что новый Семейный кодекс продвигается властями. Ряд противников принятия кодекса на острове также считает, что вопрос не настолько важен в момент, когда экономика находится в кризисе, а и без того невысокие доходы граждан съедает растущая инфляция.

Правовой и бизнес-прагматизм

Поддержка властями легализации однополых браков обусловлена не только заявленным "гуманистическим характером" революции, но и довольно прагматичными причинами. Дело в том, что после победы Кубинской революции в 1959 году люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией подвергались дискриминации: их увольняли с работы и исключали из университетов. Впоследствии Фидель Кастро принес извинения и пояснил, что это не было государственной политикой. Декриминализованы однополые отношения на Кубе были в 1979 году.

Легализация браков между гражданами одного пола дает возможность руководству Кубы "выбить карты из рук" у обвиняющих Гавану в нарушениях прав человека. Также за последние годы в туристическом секторе появилось несколько отелей с концепцией "ЛГБТ-френдли", которые приносят острову солидные инвестиции из-за рубежа. Такой законодательный шаг может выступить в качестве своеобразной рекламы для новых клиентов, в частности, с европейского рынка.

Евгений Задорожный

Читать на tass.ru
Теги