94 организации, 22 тыс. активистов, более миллиона замеченных сторонников — такова арифметика протестного "зеленого" движения, по мере снятия санитарных ограничений снова охватывающего западный мир. В ноябре 2022-го акция бескомпромиссных экологов привела к частичной блокаде британской трассы М25 и задержанию их лидера — 56-летнего бывшего фермера Роджера Хэллэма. Хэллэм, проповедующий "наступающую революцию", — основатель сразу нескольких "зеленых" группировок, выходящих на протесты с 2018 года. С 2019-го, но особенно в наши дни, им помогает финансово Climate Emergency Fund, главный донор которого — внучка самого богатого человека 1966 года Пола Гетти Эйлин. Не только она: среди сооснователей — племянница президента США Джона Ф. Кеннеди Рори, а в группе сочувствующих — отпрыск другой династии: Ребекка Рокфеллер Ламберт.
Партизаны климата
14 октября 2022 года, первая половина дня. Активисты группировки Just Stop Oil, основанной Хэллэмом, пробрались в здание Национальной галереи в Лондоне. С собою у них — набор участника акции неповиновения наших дней: сверхпрочный клей, емкость с жидкой пищей, фломастеры, смартфоны. "Зеленые" атаковали картину "Подсолнухи" Ван Гога, облив заградительное стекло супом, написали на стене экологический призыв, а затем пустили в ход тюбик — и приклеили себя. На то, чтобы задержать активистов, ушло время, за которое новость о них успели подхватить СМИ. Возможно, это произошло по ошибке: из-за прозрачной стеклянной преграды складывалось впечатление, будто пострадала сама картина. В действительности же речь шла только об акте хулиганства.
Его сценарий радикальные "зеленые" почти не меняют, поскольку делают ставку на непрекращающиеся протесты вплоть до полного выполнения своих задач. Just Stop Oil требуют прекратить геологоразведку в Великобритании, остановить выдачу новых разрешений на добычу углеводородов в Северном море, вернуть под запрет фрекинг — метод добычи нефти путем разрыва пластов — и принять меры по отказу от ископаемого топлива. Пока этого не случится, они оставляют за собой право протестовать при помощи клея: прикреплять себя к стенам, дорогам, дверям, футбольным воротам и паркетам в ожидании полиции. Столкновения в этом случае неизбежны: осенью Just Stop Oil провели 32 дня в безостановочных протестах, по итогам которых под стражей оказались 677 активистов. Каждый шестой из них может задержаться в тюрьме надолго, поскольку стал фигурантом уголовного дела.
В ноябре это число пополнил сам Роджер Хэллэм. 56-летнего бунтаря задержали во время беспорядков на трассе М25, которую активисты избранным ими способом — самоприклеиванием — сумели блокировать сразу в нескольких местах. Взятый под стражу Хэллэм объявил о приостановке "беспрерывного протеста". Но контролировать сеть созданных им движений он едва ли в силах: за фигурами протестующих идеалистов выступает контур глобальной организации Climate Emergency Fund.
Температура повышается
Между аскетичной фигурой Хэллэма и миром больших денег — социальный и личный контраст, но осенью 2022 года они заодно. Проведший 20 лет в деревенском Уэльсе как фермер Хэллэм на собственном горьком опыте узнал, что значит фиаско семейного дела. Не сумев отвоевать себе место на крайне конкурентном рынке сельхозпродукции, Хэллэм уверился, что дело в глобальном потеплении: он перебрался из глубинки в столицу, где примкнул к радикальным климатическим активистам.
Сегодня у Хэллэма тысячи подписчиков в социальных сетях, которых он просит о помощи — от пожертвований до решения бытовых проблем, которые умножились, когда пожилой крестьянин завел в городе семью: его избранницей стала 24-летняя студентка из Германии Фрида Люркен. Вместе они переезжают с одной съемной лондонской квартиры на другую, уделяя все свободное время климатическому активизму, которым живут. Задекларированные доходы Хэллэма — скромные 1 258 фунтов в месяц от донаторов, но, несмотря на это, он эффективен как организатор небольших, но сплоченных групп. В 2018-м он стоял у истоков Extinction Rebellion, к которой примкнула родственница бельгийского короля принцесса Эсмеральда Дерет. В 2022-м основанных Хэллэмом групп две: помимо Just Stop Oil, это Insulate Britain — движение за экономию энергии путем усиления теплоизоляции домов. Цель обеих — максимально привлечь к себе внимание акциями неповиновения. Сам Хэллэм отзывается об этих выступлениях как о "наступающей революции", в результате которой мир откажется от ископаемого топлива. Как скоро? В 2019-м Extinction Rebellion называли срок: 2025 год.
Внимание с самого верха
По другую сторону океана в интересе к Хэллэму замечены богатейшие люди планеты. Их лицо — обладательница многомиллионного состояния американка Эйлин Гетти, по иронии внучка нефтяного миллиардера 1960-х Пола Гетти. На упреки неофитов "зеленого" движения она отвечает, что ее семья избавилась от сырьевого бизнеса еще 40 лет назад. В 2018 году недвижимость Гетти и людей ее круга пострадала от природных пожаров в Южной Калифорнии. Зрелище взвивающегося в небо пламени убедило миллионершу в реальности глобального потепления. С тех пор она финансирует климатических активистов, ради чего в 2019 году создана глобальная структура-посредник — Фонд климатической чрезвычайной ситуации (Climate Emergency Fund). По словам его топ-менеджера Маргарет Клейн Саламон, в 2022 году организация потратила $4,5 млн на поддержку акций "зеленого" протеста. Не менее миллиона из этих средств внесла сама Гетти.
Помимо нее, в борьбу за климат включились другие богатые: миллионер Тревор Нельсон, родственница президента Кеннеди режиссер Рори Кеннеди, а помощь — только моральную или еще и финансовую, неизвестно — оказывает представительница клана Рокфеллеров Ребекка Рокфеллер Ламберт. Вместе с Гетти в 2021 году она опубликовала манифест в британской Guardian: миллионерши уверены — если не остановить глобальное потепление сегодня, дальше уже будет поздно. И готовы платить деньги.
Тонкими ручейками финансы расходятся среди климатических активистов. По признанию Саламон, сумма одного гранта колеблется от $35 тыс. до $80 тыс. Фонд предоставляет эту сумму вслепую, ориентируясь только на репутацию протестующей группы. За акции, которые та берет на себя, спонсоры не несут ответственности. Миллионерша Гетти сетует, что была задета вылазкой Just Stop Oil в Национальной галерее. Но, хотя узнала о произошедшем из СМИ и раздосадована, осудить ее не готова: "Just Stop Oil шокировали мир, и все равно мы должны принять кардинальные меры перед лицом глобального потепления, пока не стало слишком поздно".
Тем временем существующие на деньги Гетти Just Stop Oil повышают ставки, формулируя вопрос предельно жестко: "Мы движемся к краху человеческой цивилизации. Какой смысл в музыке, в искусстве, человеческой изобретательности, в блеске таланта, если не останется людей, которые могли бы насладиться всем этим?"
Запад против Востока
Вдалеке от западного мира — в развивающихся государствах востока и юга — перформансы европейских столиц только отдаленный отзвук. Тем не менее именно там находятся экономические силы, потенциально задетые борьбой против глобального потепления. Быстро растущая экономика Индии — одна из них. Призывы быстро отказаться от углеводородов с трудом совместимы с экономическим ростом, который на юге Азии только набирает ход. В 2022-м его ожидают на уровне 7% — такие же показатели могут сохраниться на протяжении нескольких ближайших десятилетий.
Для того чтобы индийская мечта воплотилась в жизнь, необходимо продолжить жечь топливо. Тогда как богатые страны могут позволить себе отказ от экономического роста, для развивающихся все выглядит иначе: это их единственный шанс на то, чтобы преодолеть бедность. Амбициозные климатические цели, какими их ставят "зеленые" активисты, делают эту задачу фактически невыполнимой. В 2021 году премьер-министр Нарендра Моди сформулировал так: "Предпринимаются попытки закрыть развивающимся странам возможность развиваться и перекрыть для них доступ к ресурсам — тем ресурсам, благодаря которым развитые страны достигли своего нынешнего положения. В прошлые десятилетия множество переплетающихся доводов было придумано для этого. Но цель не меняется: остановить прогресс развивающихся стран".
Гордиев узел современной политики — глобальное потепление — на западе и востоке, севере и юге выглядит совершенно по-разному. И там, где одни видят усилия по спасению планеты, другим кажется, что Запад, уже добившийся превосходства, хочет, пользуясь научными аргументами, законсервировать сложившееся положение вещей — сдержать экономические успехи тех, кто надеется однажды его догнать.
Игорь Гашков