Упавший под Донецком Boeing был сбит военным самолетом, считает автор книги о трагедии
"Нельзя сказать, кому он принадлежал, так же как и нельзя утверждать что-то наверняка, но я думаю, что это был военный самолет", - сказал голландец Немюллер
ГААГА, 24 декабря. /Корр. ТАСС Виталий Чугин/. Малайзийский Boeing, скорее всего, был сбит военным самолетом. Такое мнение высказал во вторник вечером в беседе с корреспондентом ТАСС автор книги "МН-17: притворная сделка", голландец Йост Немюллер.
Он изучил массу документов, доступных в открытых источниках, пообщался со специалистами, политиками и родственниками жертв крушения в процессе сбора информации для своей книги, вышедшей в свет в конце октября.
Его труд не дает прямой ответ на интересующий всех вопрос о том, кто же сбил Boeing, принадлежащий компании "Малайзийские авиалинии". "Я не могу быть полностью уверенным, поскольку считаю, что необходимо дождаться результатов расследования, - подчеркнул Немюллер. - Однако подтверждений тому, что это сепаратисты запустили со своей территории ракету, как это преподносится многими западными СМИ, нет. И это очень важно".
Ссылаясь на экспертов, он отметил, что если бы гражданский самолет был сбит из "Бука", то на борту самолета немедленно бы возник пожар. "Однако в воздухе пожара не было, и это практически доказанный факт", - заметил автор. Поэтому гораздо более правдоподобной, на его взгляд, является версия о том, что Boeing был сбит военным самолетом. Об этом свидетельствует и характер повреждений обломков на месте крушения, добавил Йост Немюллер.
"По всей видимости, это был самолет, - сказал он. - Нельзя сказать, кому он принадлежал, так же как и нельзя утверждать что-то наверняка, но я думаю, что это был военный самолет".
Российская версия произошедшего в книге
При этом Немюллер заметил, что столкнулся со множеством трудностей, когда попытался изложить свою точку зрения голландским СМИ. "Пресса в Нидерландах была очень заинтересована рассказать о моей книге, но когда я сказал, что в ней в том числе излагается и российская версия произошедшего с Boeing, все журналисты отменили встречи со мной", - отметил автор.
Более того, по его словам, информация с российской стороны в целом "не находит практически никакого отражения в СМИ". Это касалось и брифинга 21 июля, когда министерство обороны России представило доказательства возможной причастности украинского самолета к катастрофе малайзийского Boeing . Это относится и к направленному в Совет Безопасности ООН предложению России изучить данные о полетах военных самолетов и пусках ракет в районе авиакатастрофы на Украине. "В западной прессе можно услышать лишь одну версию того, что произошло - сепаратисты сбили самолет, и практически невозможно увидеть или прочитать о каких-либо других точках зрения, - подчеркнул Немюллер. - Это говорит о том, что никакой свободы слова на Западе на самом деле не существует".
Об объективности расследования крушения
Объективность расследования крушения Boeing под Донецком вызывает серьезные сомнения. Об этом рассказал во вторник вечером в беседе с корр. ТАСС автор книги "МН-17: притворная сделка", голландец Йост Немюллер.
"Когда вы читаете газеты, смотрите телевизор или слушаете политиков, то создается впечатление, что Нидерланды играют ведущую роль в проведении расследования, - заметил он. - Однако на самом деле это не так. Если внимательно изучить имеющиеся в открытом доступе документы, что они предусматривают и как все организовано, то становится ясно, что Украина по-прежнему стоит во главе расследования". "И в данном случае будет просто невозможно получить объективные результаты, - уверен Немюллер. - Единственным вариантом тут будет то, что сепаратисты сбили самолет".
Расследованиям, которые ведут Совет по безопасности Нидерландов (о причинах крушения) и голландская прокуратура (по привлечению виновных к уголовной ответственности) в книге уделяется достаточно большое внимание. И даже в официальных источниках, по словам автора, по этой теме можно найти очень интересные моменты. "Например, что Нидерланды в действительности не возглавляют расследование о причинах катастрофы, - отметил он. - Это право делегировано Нидерландам со стороны Украины". Именно относительно термина "делегировать" у Немюллера и возникают основные вопросы. "Слово "делегировать" подразумевает наличие определенной иерархии, когда кто-то главный передает кому-то право решать какие-то вопросы на какой-то определенный период времени, но при этом все равно остается главным", - утверждает Немюллер.
"В договоре, подписанном между Киевом и Нидерландами, также подчеркивается, что между сторонами всегда должен идти открытый обмен информацией, - продолжил автор книги. - И что украинские специалисты должны принимать участие в расследовании. И никакие другие страны в данном случае не упоминаются". "А еще там говорится, по крайне мере, я это так интерпретирую, что руководящая страна может сохранять информацию в тайне, - сказал Йост Немюллер. - То есть, если Украина захочет что-то оставить в тайне, то это не будет включено в результаты расследования".
Это все касается Совета по безопасности Нидерландов. В случае с прокуратурой документы держатся в секрете, однако, по словам автора, "австралийское правительство предоставило информацию о существовании договора о неразглашении данных". "Все стороны, подписавшие этот документ, а это Нидерланды, Украина, Австралия и Бельгия, имеют право вето, то есть они могут в любое время сказать, что хотят прекратить расследование /в том числе и определенных аспектов крушения/ или не хотят разглашать определенную информацию", - рассказал он.
"Это очень легко, когда у Киева есть право вето на все, что угодно, в том числе и на остановку расследования, если оно идет в невыгодном для украинских властей направлении", - подчеркнул Немюллер.
По мнению автора книги, чтобы избежать проблем, расследование необходимо передать "на более высокий уровень, на уровень Совета Безопасности ООН". "Не уверен, что ООН сможет провести расследование должным образом, но это лучше, чем расследование, проводимое Нидерландами", - заметил он.
По его словам, у Нидерландов нет и особых причин для того, чтобы проводить это расследование. "Единственный повод заключается в том, что в авиакатастрофе погибли почти 200 голландцев, - уточнил Немюллер. - Однако с юридической точки зрения это абсолютно не основание".
"Нидерланды - лишь маленькая страна, мы, и так думают многие в нашем обществе, являемся игрушкой в руках США, они могут делать с нами все, что хотят. И у нас нет никаких возможностей, чтобы противостоять этому, - продолжил он. - Взять, например, эту историю со спутниковым снимком у США. Они говорят, что у них есть фотографии, доказывающие вину сепаратистов, однако у нас нет ни малейшего представления, видело ли их голландское правительство или кто-либо другой. Они не дают никакой информации, и с этим невозможно ничего поделать". "Может быть, если дело будет передано в ООН, то можно будет обязать США предоставить эти снимки, но для маленькой страны, какой являются Нидерланды, это точно невозможно", - подытожил автор.