18 ЯНВ, 13:31

Масштабные забастовки и запреты на протесты: как экономика раскалывает Британию

Забастовка медиков в Лондоне, 11 января 2023 года

Зима для Великобритании выдалась жаркой: стремительное ухудшение ситуации в экономике заставляет граждан протестовать и устраивать забастовки. Среди бастующих — сотрудники медицинской отрасли. Это нанесло серьезный ущерб сфере здравоохранения страны. Помимо них, бастуют преподаватели, железнодорожники, работники почты — они требуют увеличения зарплат в соответствии с инфляцией. Но правительство непреклонно: такой возможности нет. О борьбе общественности и политических элит — в материале ТАСС

Бастуют все

На фоне тяжелой экономической ситуации Великобритания оказалась полностью охвачена протестными выступлениями. В ноябре прошлого года инфляция в Соединенном Королевстве достигла 10,7% в годовом исчислении. В октябре она и вовсе ускорилась до 11,1%, став самой резкой с 1981 года, когда показатель составил 11,87%. Банк Англии повысил базовую процентную ставку на 50 базисных пунктов — до 3,5% с 3%. Как отмечает регулятор, британская экономика вошла в рецессию, которая, как ожидается, будет сохраняться весь 2023-й и первую половину 2024 года.

А вот рост зарплат британцев, в отличие от инфляции, не просматривается. 17 января Национальная статистическая служба (Office for National Statistics, ONS) Соединенного Королевства опубликовала отчет, согласно которому размер зарплат в Великобритании сократился в реальном исчислении на 2,6% с сентября по ноябрь прошлого года, что немного меньше, чем рекордное падение реальной регулярной заработной платы, наблюдавшееся в апреле — июне 2022 года: тогда оно составило 3,0%.

Рост стоимости жизни, как это сейчас называют в Великобритании, заставляет жителей Соединенного Королевства выходить на улицы и требовать увеличения зарплат методом довольно серьезных забастовок. 11 января на территории большей части Великобритании началась масштабная забастовка медиков. Около 25 тыс. врачей, водителей машин скорой помощи и сотрудников служб экстренной помощи уволились с работы в Англии и Уэльсе, так как их не устраивает отсутствие индексации зарплат. Они потребовали существенного повышения выплат в соответствии с инфляцией. Как сообщает журнал Der Spiegel, забастовки медработников уже нанесли серьезный ущерб всей медицинской отрасли. Министр здравоохранения Великобритании Стив Барклай отметил, что протесты медиков могут создать дополнительные трудности по доставке пациентов в отделения неотложной помощи.

При этом власти не раз заявляли, что не могут позволить себе поднять зарплаты занятых в госсекторе людей в соответствии с уровнем инфляции, так как это приведет только к дальнейшему росту цен в стране и создаст дополнительную нагрузку на бюджет.

Такой ответ бастующих, разумеется, не устраивает, поэтому намерения прекращать свои протестные акции у них нет. Наоборот, они уже строят далеко идущие планы. Королевский колледж медсестринского дела (Royal College of Nursing, RCN) сообщил о планах десятков тысяч медсестер Англии принять участие в забастовках в феврале.

Причем о намерении бригад скорой помощи провести забастовку сообщалось еще в конце декабря. Тогда британское правительство решило направить для работы в скорой помощи и других экстренных службах около 1,2 тыс. военнослужащих, сообщала газета The Guardian. Профсоюзы раскритиковали эти планы, заявив, что военные "недостаточно обучены" для заполнения кадровых пробелов.

Медики не единственная возмущенная своим материальным положением социальная группа в Великобритании. За последние месяцы забастовки устраивали работники железной дороги и почты, имели место региональные протесты водителей автобусов и учителей. 12 января о намерении бастовать в течение 18 дней с февраля по март объявили более 70 тыс. сотрудников 150 университетов по всей Великобритании. Союз университетов и колледжей (UCU) проведет повторное голосование среди сотрудников всех этих вузов, чтобы разрешить проведение забастовок вплоть до бойкота выставления оценок с апреля, если споры не будут урегулированы.

Как пишет The Guardian, Ассоциация работодателей университетов и колледжей (UCEA) сделала UCU предложение по увеличению оплаты труда на 4–5%, но этого, по мнению профсоюза, недостаточно.

Позже, 16 января, 16-дневную забастовку начали преподаватели в Шотландии, сообщал телеканал Sky News. По его информации, акции протеста будут проводиться только в учебные дни. До 6 февраля они пройдут в 32 муниципалитетах. Педагоги ранее отвергли повторное предложение властей повысить им зарплаты на 5% и потребовали увеличения выплат на 10%.

Забастовки педагогов в Шотландии начались еще в конце ноября 2022 года: тогда там закрылись почти все школы. Как отмечает Sky News, это стало первой общенациональной забастовкой педагогов в Шотландии с 1980-х годов. Открытыми остаются только несколько начальных школ на Оркнейских и Шетландских островах.

Протестный всплеск, который наблюдается в Соединенном Королевстве последние месяцы, довольно серьезный, но британцы выходили на улицы из-за стремительно ухудшающейся экономической ситуации еще летом. 18 июня такую акцию протеста организовал Конгресс профсоюзов (TUC). Из-за кризиса жители Соединенного Королевства приехали митинговать в Лондон со всей страны, отмечает Mirror. По данным издания, демонстранты скандировали лозунги "Мы требуем лучшего", "Избавиться от дефицита топлива, отопить дома сейчас".

Борьба запретами

Теперь правительство хочет законодательно ограничить право граждан на забастовку, чтобы обеспечить реализацию базовых услуг в таких критически важных областях, как здравоохранение, пожарная безопасность и железнодорожный транспорт. 16 января газета The Financial Times, сообщила о намерении премьер-министра Великобритании Риши Сунака расширить юридическое определение "серьезного нарушения", чтобы полиция могла эффективнее пресекать и сдерживать действия протестующих, использующих такие тактики, как блокировка дорог и медленные шествия.

Ожидается, что правительство вскоре представит поправку к законопроекту, который в настоящее время находится на рассмотрении в Палате лордов. Нововведение даст более четкое представление о том, когда полиция должна вмешиваться в ход протеста, чтобы не допустить серьезных нарушений правопорядка "деструктивным меньшинством".

Эту инициативу раскритиковали некоторые правозащитные организации, в том числе Human Rights Watch (HRW). "Право на мирные собрания и право на протест — ключевые столпы гражданского пространства и вовлеченности людей в гражданское общество. Мы наблюдаем открытое покушение на них со стороны этого правительства", — отметила исполняющая обязанности директора HRW Тирана Хассан, пригрозив переходом Великобритании "из списка стран — защитников прав человека в список их нарушителей".

Сунак при этом считает право граждан на протест одним из фундаментальных, "но не абсолютных". Он отметил, что необходимо соблюдать баланс между правами отдельных лиц и правами трудящегося большинства, которое занимается повседневными делами.

Опасность для экономики

Правительство Сунака активно предпринимает действия, направленные на ослабление профсоюзов, потому что массовые забастовки подрывают экономический потенциал Соединенного Королевства, объяснил ТАСС старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин. Он обратил внимание, что во время забастовки железнодорожников осенью 2022 года, а затем забастовки медработников зимой прошлого года экономика Великобритании теряла колоссальные суммы, которые оцениваются в миллиарды фунтов стерлингов.

"Конечно, в 2023 году эта тенденция сохранится. Мы будем наблюдать жесткое противостояние профсоюзов и правительства Риши Сунака. Потому что забастовки мешают проведению экономического курса, который был намечен премьером после Нового года. Он прежде всего направлен на укрепление национальной валюты, урегулирование учетной ставки, а также применение жестких антиинфляционных мер. Прежде всего это будет связано с сокращением социальных расходов государства и замораживанием уровня заработной платы в стране", — сказал эксперт.

По его словам, правительство Маргарет Тэтчер принимало аналогичные меры, то есть прежде всего стремилось ослабить профсоюзное движение, чтобы правительство могло проводить свой курс. Причем в то время борьба между правительством и профсоюзами была еще более ожесточенной: Тэтчер приходилось закрывать убыточные отрасли британского производства, что приводило к структурной безработице.

"В ближайшие полгода выхода из кризиса точно ожидать не стоит. Из британских магазинов пропадают многие продовольственные товары, наблюдается дефицит, уровень жизни большей части населения ухудшается. Волна напряженности будет только нарастать. И в центре, и в регионах возникают различные ассоциации гражданского общества, которые как раз направлены на борьбу с жестким экономическим курсом правительства. Эти ассоциации будут наращивать свой потенциал и становиться серьезными рычагами влияния на власть. То есть в 2023 году мы увидим жесткое противостояние гражданского общества и политической элиты", — констатировал он.

В связи с этим, как полагает руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева, Консервативная партия, которую представляет Риши Сунак, может лишиться поддержки ряда избирателей.

"Часть депутатов-консерваторов была избрана в 2019 году под лозунгом [бывшего британского премьер-министра Бориса] Джонсона "Осуществить Брекзит". Часть избирателей представляли бывшие сторонники лейбористов. Вот эту часть поддержки, которую смог заполучить Джонсон, Консервативная партия может потерять. Дело не в личности Сунака, а в методах партии, а она возвращается к жесткой экономии", — сказала эксперт ТАСС.

Консервативная партия на фоне проводимой экономической политики действительно демонстрирует наименьший уровень поддержки избирателей за последние 15 лет, несмотря на высокий уровень доверия премьеру, отмечает Evening Standard со ссылкой на данные социологической службы Ipsos. Как следует из результатов опроса, 62% британцев негативно относятся к консерваторам, в то время как 60% заявили, что больше не доверяют действиям партии в области экономики. Среди тех, кто не поддерживает экономическую политику Консервативной партии, девять из десяти опрошенных заявили, что партии вряд ли удастся вернуть их доверие к следующим выборам, которые пройдут в январе 2025 года.

"Рейтинги партии уже гораздо ниже, чем у лейбористов. Считается, что партию уже ничего не спасет. Но менять премьера в четвертый раз за полгода было бы смешно", — заключила Елена Ананьева.

Лидия Мисник

Читать на tass.ru
Теги