12 ФЕВ, 10:50

Под завалами и санкциями. Как Сирия переживает очередной разрушительный удар

Из-за последствий землетрясения Сирии грозит социально-экономический кризис. Страна обладает гораздо меньшими возможностями для того, чтобы с ними справиться, чем тоже пострадавшая от удара стихии Турция

Последние события современной истории Сирии - череда ударов по социально-экономической жизни страны: война с террористами "Исламского государства" (ИГ, запрещено в РФ), санкции Запада, пандемия COVID-19. На прошлой неделе страна пострадала от мощного землетрясения, произошедшего 6 февраля на территории Турции и затронувшего север арабской республики - провинции Алеппо, Латакия, Хама, Хомс, Тартус и Идлиб.

Разные возможности Сирии и Турции

Масштабы разрушений в Турции значительнее, чем в Сирии, число жертв и пострадавших - больше, однако последствия этого стихийного бедствия для Сирии могут оказаться куда более болезненными. В Турции в гораздо большей степени уже оценен ущерб от землетрясения, приводятся примерные данные о необходимых для восстановления средствах, у Сирии же нет ресурсов даже провести такую оценку. В отличие от экономически развитой Турции Сирия - государство с разрушенной во время войны инфраструктурой, которая так и не была до конца восстановлена, серьезно пострадавшим промышленным сектором. Кроме того, в 2019 году в Сирии произошел энергетический кризис, а введенный США еще при президенте Дональде Трампе (2017-2021) в 2020 году санкционный режим оказал значительное воздействие на экономику.

Сирийские спасатели работают ломами и лопатами, разбирая завалы голыми руками, потому что у страны, живущей под санкциями, нет необходимого оборудования. "Стране нужны вещи технологические, гидравлические системы разбора завалов, системы, определяющие устойчивость зданий. Этого всего здесь нет", - рассказал корреспонденту ТАСС старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, возглавляющий Русский дом в Дамаске, к. и. н. Николай Сухов. По его словам, в отличие от Турции, в Сирии нет централизованного обеспечения своих жителей, лишившихся крыши над головой. Людей размещают в зданиях мечетей и школ, в спортивных залах.

Эксперт рассказал, что серьезной проблемой является отсутствие в стране топлива, которое необходимо для функционирования генераторов при проведении спасательных операций. Здесь сложно достать даже 200 литров бензина. "Страна живет без топлива и электричества. В Алеппо до катастрофы электричество централизованно подавалось два раза в сутки, а люди в состоятельных кварталах сами организовывали себе генераторы", - рассказал Сухов.

Большая часть энергетических ресурсов страны сосредоточена в ее северо-восточной части и находится под контролем возглавляемой США коалиции и курдов. И хотя добыча осуществляется, нефть используется для местного потребления или вывозится на подконтрольную правительству территорию грузовыми автомобилями в обмен на переработанные нефтепродукты. Кроме того, что производственный цикл неэкономичен, многие нефтяные скважины не работают.

Как подчеркнул эксперт, "нынешняя катастрофа наложилась на глубочайшую экономическую и энергетическую катастрофу". Он выразил мнение, что в этих условиях, учитывая, что в пострадавших Алеппо и Латакии сейчас по ночам минусовая температура, Сирии необходимо помогать топливом.

Соболезнования и поддержка

Международная поддержка и соболезнования, поступавшие на этой неделе со всего мира в связи с трагедией на Ближнем Востоке, с первых дней, по официальным заявлениям, делилась поровну между двумя странами. Но если говорить о конкретной помощи, то команды спасателей на подконтрольные правительству Башара Асада территории направили только Россия, Китай и некоторые арабские страны. Западные страны не спешат отправлять в эти зоны бедствия своих специалистов, как и не торопятся выделять помощь, ведь сначала нужно определиться с механизмами ее оказания. В этих условиях страны Запада пытаются наладить коридоры гуманитарной помощи в районы, которые не контролируются Дамаском. Из-за этого поддержка пострадавших сирийцев остается ограниченной.

Арабские страны проявили большую солидарность, но и то с оглядкой на Запад. Асаду позвонили многие ближневосточные лидеры, которые не разговаривали с ним со времен сирийского конфликта и последующие годы. Одним из таких телефонных разговоров стала беседа Асада с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси - первая с момента его избрания главой африканского государства в 2014 году. Ас-Сиси выразил соболезнования и пообещал оказать стране всю возможную помощь. С аналогичным сообщением в тот же день египетский лидер обратился и к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Примечательно, что спустя время телеканал Al-Hadath со ссылкой на источники сообщил, что команда египетских спасателей прибыла в зону бедствия в Сирии, но только на неподконтрольные Дамаску территории.

Заморозка санкций

Сирийские МИД и Минздрав заявили, что введенные против страны западные экономические санкции затрудняют процесс ликвидации последствий стихийного бедствия и потребовали их снятия. Сначала официальные американские лица опровергли этот тезис, подчеркнув, что оказанию гуманитарной помощи эти рестрикции никак не препятствуют. Но спустя время было принято решение о временной заморозке отдельных ограничений. В четверг Министерство финансов США опубликовало лицензию, согласно которой американские санкции до 8 августа 2023 года не будут распространяться на транзакции, касающиеся оказания помощи в связи с землетрясением. МИД арабской республики назвал это решение США формальностью и потребовал полной отмены санкционного режима.

Как разъяснил в беседе с корреспондентом ТАСС старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, к. и. н. Игорь Матвеев, "есть два момента, которых эти изъятия из-под санкций не касаются: это торговля нефтепродуктами, столь нужными для Сирии, то есть эмбарго остается в силе, несмотря на всю ситуацию, второе - заблокированная собственность тех лиц, которые находятся под санкциями". "С точки зрения эмбарго на торговлю нефтепродуктами это очень болезненно, топливный кризис, острая нехватка энергоносителей для бытовых и промышленных нужд, из-за этого постоянные перебои с электроэнергией, веерные отключения, которые могут быть очень существенными, когда большую часть суток люди и предприятия вынуждены использовать генераторы, и на них тоже не хватает топлива", - сказал эксперт. По оценкам наблюдателей и местных жителей, нынешняя ситуация еще хуже, чем сложившаяся в 2016 году, - в самый острый момент кризиса, подчеркнул Матвеев.

В итоге из-за последствий стихийного бедствия Сирии в ближайшие месяцы может угрожать острый социально-экономический кризис. Полное снятие односторонних западных санкций - единственное, что могло бы по-настоящему облегчить жизнь сирийцам, около 90% которых живет за чертой бедности.

Дарья Вавилина

Читать на tass.ru
Теги