10 МАР, 15:30

Как противостояние России раскалывает Европу

Танки Leopard 2

Поставки вооружений Украине и оказание давления на Россию стали камнем преткновения для европейских государств. Особенно отчетливо разногласия видны на примере Варшавы и Берлина, напряжение между которыми нарастает с каждым днем из-за вопросов помощи Украине. Если Восточная Европа и страны Балтии призывают к сокрушению России, то Запад старается использовать более мягкую риторику и подготовить почву для переговоров. Чего хотят разные части Европы и почему их позиции расходятся — в материале ТАСС

Конфликт Берлина и Варшавы

Все больше внимания в СМИ в последнее время уделяется напряженности между Польшей и Германией, возникшей на фоне оказания помощи Украине. Споры, которые, как утверждает агентство Bloomberg, вышли на новый уровень, связаны с поставками Киеву ракет, танков и запасных частей. Авторы, в частности, указали на обвинения Польши в адрес Германии, когда та не давала добро на отправку Украине танков Leopard. За шесть дней до полученного от ФРГ разрешения на это, 18 января, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в интервью телеканалу Polsat заявил, что Варшава не будет дожидаться согласия Берлина. "Либо мы быстро получим это разрешение, либо поступим по-своему", — сказал он.

И даже после того, как разрешение было получено, Польша продолжила обвинять Германию в недостаточной поддержке Украины. 9 февраля Моравецкий в интервью итальянской газете Corriere della Sera заявил, что Берлин говорит о большей помощи, чем дает по факту. Более того, по его мнению, даже если Германия предоставит Украине столько, сколько обещает, это все равно будет "каплей в океане необходимости". Как он полагает, от одной из сильнейших европейских стран нужно требовать большего.

Основные претензии Варшавы к Берлину связаны с тем, что Киеву нужно поставлять запчасти для Leopard 2 A4. Сама Германия решила поставить Украине 18 современных основных боевых танков Leopard 2 A6 из запасов ВС ФРГ. При этом Польша, как отмечал глава Минобороны республики Мариуш Блащак, отвечает за создание коалиции стран, передающих Leopard 2 A4. Такую коалицию, по его словам, сформировали восемь норвежских, столько же канадских, шесть испанских танков и машины поддержки танкового батальона — это зона ответственности Финляндии. Сама Польша заявила о намерении выделить Украине 14 Leopard 2 A4, первые четыре из которых были поставлены еще 24 февраля.

Министр обороны Германии Борис Писториус в интервью The Washington Post 16 февраля заявил, что у Бундесвера запчастей для Leopard 2 A4 нет. "Об этом нужно вести переговоры с промышленностью. Все партнеры всегда рады указать на Германию. Но, хотя Германия может быть местом расположения производства Leopard, этим занимаются частные компании. Бундесвер уже много лет не использует Leopard 2 A4", — объяснил министр обороны Германии. То есть у страны "нет практически ничего" для этих танков, "никаких запчастей, в лучшем случае немного боеприпасов".

Вскоре после этого заявления в интервью телеканалу CNN на эту тему высказался и сам президент Польши Анджей Дуда. "Честно говоря, у нас серьезные проблемы с запасными частями для танков. Запасные части производятся только в Германии, так что это достаточно распространенная проблема. У других стран тоже есть такие сложности, потому что Германия испытывает серьезные проблемы с запчастями", — сказал он.

Акцент СМИ на диалоге Берлина и Варшавы связан с тем, что их разногласия грозят помешать поставкам оружия и военной техники Киеву. Как пишет Bloomberg со ссылкой на неназванного чиновника, в Варшаве считают, что "Германия в большей мере сосредоточена на соперничестве с Польшей за получение похвалы от международных игроков, <...> чем на предоставлении Киеву всего, что ему нужно".

О том, что обострение отношений между государствами ухудшает ситуацию внутри НАТО, еще в декабре писала The New York Times. Напряженность имела место на фоне возможных поставок Берлином Варшаве системы противоракетной обороны Patriot. Как отмечало издание, проблемы возникли из-за ситуации с предложением ФРГ поставить Польше системы Patriot, на что польская сторона сначала ответила согласием, но позже начала настаивать на том, чтобы разместить батареи на Западной Украине. Для Германии такой вариант неприемлем, поскольку "системы управлялись бы персоналом НАТО". Впрочем, позже Министерство обороны Германии заявило, что Берлин и Варшава все же достигли соглашения о размещении систем Patriot на территории Польши.

Польшу и Прибалтику пытаются остановить

Польша использует наиболее жесткую риторику в отношении России на фоне конфликта на Украине. Как отмечал Моравецкий в интервью Corriere della Sera, если бы все страны мира отреагировали на начало военной спецоперации России "так же быстро и решительно", как Польша, "сегодня" Украина была бы "намного ближе к победе". По его мнению, в текущих условиях "всем должно быть ясно, что вернуться к довоенному состоянию невозможно". Он обратил внимание, что со стороны Варшавы уже имели место поставки "огромного количества военной техники", а решение о передаче Украине истребителей "зависит от НАТО". Премьер отмечал, что договоренностей по этому поводу нет, но призывал союзников ничего не исключать, иначе они "только укрепят Москву".

Радикальную антироссийскую риторику используют и страны Балтии, призывая исключить РФ из разных международных организаций, а также выступая за ужесточение санкций против нее.

Глава литовской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ Вилия Алекнайте-Абрамикене 21 февраля заявила о намерении Литвы бойкотировать сессию ПА, так как к участию в ней допущены российские представители. Более того, Вильнюс призывал страны Балтии, северные государства и Польшу занять общую позицию по участию в сессии ПА ОБСЕ в случае допущения на нее представителей РФ, но единого решения принято не было. 

Не менее категорично по отношению к России настроена и Латвия. Глава МИД страны Эдгар Ринкевич в январе заявил, что добиваться поражения России на Украине — в стратегических интересах Риги.

Глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу, в свою очередь, в конце прошлого года призвал к полной изоляции финансовой системы России. По его мнению, Евросоюз должен пойти "гораздо дальше" в помощи Киеву и изоляции Москвы. Премьер-министр Эстонии Кая Каллас еще в июне призывала Запад полностью порвать связи с Россией из-за ситуации на Украине. "Не надо возвращаться к привычному порядку ведения дел. Более того, не должно быть вообще никаких дел. Поэтому нам нужно продолжать изолировать агрессора как в экономическом, так и в политическом плане. Под экономической изоляцией подразумевается, что нам нужно истощить военную машину России, сделав так, чтобы у российских войск закончилось оборудование, а у Кремля — деньги", — говорила эстонский премьер.

Более того, в 2022 году Эстония, Латвия, Литва, Польша и Чехия обвинили Россию в терроризме или его поддержке.

Агрессивную риторику так называемой новой Европы ее западная часть встречает без особого энтузиазма. Депутат Европарламента от французской партии "Национальное объединение" Тьерри Мариани в интервью Valeurs Actuelle заявлял, что масштабное расширение ЕС на восток было непродуманным и поспешным: в результате этого объединение стало зависимым от его новых участников. "Вместо того чтобы следовать в отношении России мнению стран, скажем, южноевропейского латинского мира, исторически невраждебных России и стремящихся к всеобщему благу, Брюссель попал в зависимость от государств Восточной Европы", — говорил депутат ЕП. По его мнению, "новая Европа" исторически "словно приговорила себя к вражде с Россией". При этом важно отметить, что еще до начала спецоперации на Украине между Россией и Восточной Европой складывались довольно напряженные отношения. Противостояние стран было связано в большей степени с историей Великой Отечественной войны: стороны периодически обвиняли друг друга в ее переписывании.

Кроме того, в Польше и Прибалтике в последние годы регулярно заявляли о существовании некой угрозы со стороны России. В Москве неоднократно выступали с критикой таких заявлений. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков называл такую позицию "нелогичной и пагубной", так как, заявляя о якобы существующей угрозе, эти государства аккумулируют на своей территории силы НАТО. "Эти страны, с одной стороны, говорят об опасности, с другой стороны, размещают у себя иностранные вооруженные силы, подвергая себя тем самым большей опасности. И плюс к этому они еще отказываются от диалога", — говорил Песков.

Теперь младоевропейцы зашли так далеко, что, как сообщила газета The Wall Street Journal, президент США Джо Байден в ходе недавнего визита в Польшу оказал давление на лидеров стран Балтии в связи с их частыми призывами к поражению России в конфликте на Украине. Как утверждает источник издания, слова американского лидера оставили у прибалтийских коллег сомнения в том, считает ли Вашингтон поражение РФ в конфликте на Украине реалистичной целью.

Почва для переговоров

Как пишет WSJ, на этом фоне обеспокоенность близких союзников Киева в Восточной Европе вызывают все более часто звучащие в западных столицах идеи о том, что Украина на каком-то этапе должна подготовиться к переговорам с Россией.

Западная Европа действительно придерживается более мягкой риторики в отношении России. В частности, в феврале президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что его страна никогда не выступала и не станет выступать за разгром России. На протяжении всего конфликта он говорил о необходимости сесть за стол переговоров. Более того, французский лидер придерживается позиции о необходимости предоставления России гарантий безопасности после завершения конфликта на Украине.

Канцлер Германии Олаф Шольц в феврале также заявлял, что будет продолжать искать диалог по ситуации на Украине с российским президентом Владимиром Путиным, даже если время для переговоров еще не пришло. Он призвал надеяться, что "когда-нибудь наступит момент, когда действительно станут возможны честные переговоры, которые приведут к приемлемым, правильным для украинцев результатам".

По данным WSJ, Макрон и Шольц уже призывают президента Украины Владимира Зеленского рассмотреть идею проведения переговоров с Россией. Как пишет издание, президент Франции сказал украинскому коллеге, что рано или поздно ему придется "проявить политическую мудрость и принять сложные решения".

В самом Евросоюзе уже говорят о некоторой усталости от конфликта и истощении военных запасов из-за предоставления помощи Украине. Газета The New York Times также писала, что две трети стран НАТО исчерпали свой потенциал в вопросе поставок вооружений.

На этом фоне появилась публикация газеты Bild, согласно которой Запад может принудить Украину начать диалог с Россией в случае провала попытки наступления до осени 2023 года. "Поставками новых вооружений Украине дают шанс до осени вернуть контроль над большим количеством территорий. Если контрнаступление будет неудачным, то давление с целью начала переговоров с Кремлем усилится", — утверждает Bild.

Как отмечает издание, речь идет о закулисных обсуждениях такого ультиматума для Зеленского, хотя официально Запад продолжает высказываться за поддержку Украины до тех пор, пока она будет нуждаться в такой поддержке.

Лидия Мисник

Читать на tass.ru
Теги