Иран и "шестерка" пытаются прийти к ядерному компромиссу на ночных переговорах в Лозанне
Участники не ставят перед собой задачи выйти на окончательный "подписной документ". Задача-максимум - добиться общей политической декларации
ЛОЗАННА, 30 марта. /ТАСС/. Министры иностранных дел Ирана и "шестерки" пытаются достичь компромисса по решению ядерной проблемы Ирана на ночных переговорах в Лозанне. Участники не ставят перед собой задачи выйти на окончательный "подписной документ". Задача-максимум - добиться общей политической декларации, определяющей основные принципы будущего соглашения. Кульминация переговоров наступила в воскресенье с прибытием в Лозанну всех участвующих в переговорах глав МИД.
Переговоры затягиваются
Уже не вызывает сомнений, что переговоры затянутся: главы МИД Ирана и стран "шестерки" - России, США, Китая, Франции, Великобритании и Германии подтвердили готовность остаться в Лозанне до вечера понедельника, а далее будут исходить из текущей ситуации, сообщил ТАСС дипломатический источник. Главы МИД Франции и Германии уже отменили намеченный на 30-31 марта визит в Казахстан.
"Идут напряженные переговоры, на которых остаются еще два-три спорных вопроса", - сообщил заместитель главы МИД Ирана Аббас Арагчи. В их числе иранский дипломат упомянул лишь проблему отмены санкций.
"Иран настаивает на снятии всех резолюций Совета безопасности ООН в рамках достижения соглашения", - сказал он. По его словам, также должны быть отменены все введенные на основе этих резолюций санкции.
Он не уточнил суть остальных вопросов, однако, с высокой вероятностью речь идет о параметрах обогатительной программы Ирана, включая количество центрифуг, которые Тегеран сможет сохранить, а также переформатирование объекта в Фордо, чтобы его нельзя было использовать для производства оружейных материалов.
Урановые центрифуги
В настоящий момент Иран располагает примерно 19 тыс. центрифуг. По имеющейся информации, западные участники "шестерки" настаивают на сокращении этого количества как минимум втрое - до 6,3 тыс. Этот вопрос является принципиальным, как для Ирана, так и для западных переговорщиков. Именно от количества центрифуг, по мнению Запада, зависят возможности Ирана по производству обогащенного урана, а соответственно, и скорость, с которой Тегеран будет иметь потенциальную возможность перевести свою ядерную программу на военные рельсы, если такое решение будет принято.
Предусматривается, что теперь центрифуги будут применяться только для получения изотопов в научных и медицинских целях, и их ограниченное количество - даже в случае их обратной конверсии - не позволит Ирану получить необходимый объем материала для создания ядерного оружия ранее, чем через год. "В то же время сохраняются противоречия в связи с намерением Исламской Республики продолжить техническое совершенствование центрифуг, в том числе довести до конца разработку новой модели такого устройства", - отметили участники переговоров.
В свою очередь, Иран, естественно, стремится сохранить в максимальном объеме свой дорогостоящий и наукоемкий парк центрифуг.
Санкции и односторонние ограничения
Еще одним спорным вопросом, по сведениям из источников в делегациях, остаются международные санкции против Ирана, введенные в соответствии с резолюциями Совбеза ООН. Односторонние карательные меры западных стран на этих переговорах не обсуждаются, но, по сути, их постепенная отмена будет "привязана" к снятию ооновских санкций. Стороны пока не могут договориться о темпах и условиях их отмены, а также по поводу возможности восстановления санкций, если иранцы будут нарушать эту "сделку".
Иранская сторона настаивает на максимально быстром процессе отмены санкций, желательно - их единовременном снятии. В то же время, западные участники "шестерки" пока говорят только о "поэтапном" снятии ограничительных мер, по мере выполнения Ираном своих обязательств, называя возможные сроки до полной отмены санкций в 3, 6 и даже в 10 лет.
Нет между ними согласия и по поводу продолжительности ограничений на ядерные исследования в Иране. Тегеран хотел бы возобновить их почти в полном объеме после истечения срока действия окончательного соглашения, которое, как предполагается, будет заключено на 10 лет, однако "шестерка" с этим не соглашается. Еще одним камнем преткновения является режим проверок, которые предстоит вести инспекторам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Эта организация не участвует в переговорах в Швейцарии, но готова играть активную роль в контроле за выполнением возможного соглашения.
Все в одном пакете
Участники переговоров подтверждают, что все элементы проекта промежуточной, или рамочной, договоренности, которая сейчас обсуждается в Лозанне и впоследствии должна быть расширена до всеобъемлющего соглашения, тесно взаимосвязаны. Продолжает действовать принцип "Ничего не согласовано, пока все не согласовано". Именно поэтому перед главами МИД Ирана и "шестерки" стоит поистине головоломная задача по согласованию всех остающихся противоречий.
Переговоры международной "шестерки" с Тегераном о сокращении его ядерной программы продолжались в течение всего минувшего года. Стороны согласовали Совместный план действий, но не сумели достичь всеобъемлющего окончательного соглашения, как планировали, к 24 ноября и условились продолжить диалог в течение еще семи месяцев, до конца июня 2015 года. Они также условились выйти на промежуточную, или рамочную, договоренность об основных принципах к концу марта.