Япония осуществила второй по счету запуск новой ракеты-носителя тяжелого класса H3
Она стартовала с космодрома Танэгасима
ТОКИО, 17 февраля. /ТАСС/. Новая японская ракета-носитель тяжелого класса H3 стартовала с космодрома Танэгасима в юго-западной префектуре Кагосима. Прямую трансляцию ведет Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).
Изначально запуск должен был состояться 15 февраля, но его пришлось перенести из-за плохих погодных условий.
В JAXA позже сообщили, что двигатель второй ступени H3 успешно запустился. Он проработал нормально. Ракета вышла на орбиту Земли, после чего в штатном режиме было произведено отделение небольшого спутника. Основная цель, которую ставило перед собой JAXA, - подтвердить нормальную работу двигателей на всех этапах полета.
Это второй по счету запуск ракеты H3. В 2023 году во время первой попытки из-за того, что не удалось запустить двигатель второй ступени, японские специалисты инициировали ее самоуничтожение.
За прошедшие месяцы в JAXA провели анализ первого запуска и пришли к выводу, что основной причиной неудачи могли стать перегрузки системы зажигания и электропроводки во время наземных испытаний двигателя, что в итоге привело к короткому замыканию во время полета. В результате ряд элементов внутреннего оборудования ракеты были изменены или усилены.
Разработка ракеты
H3 - крупнейшая ракета-носитель Японии, работающая на жидком топливе. Ее длина составляет 63 м, диаметр - 5,2 м, грузоподъемность - от 4 до 6,5 тонны. При этом длина и вес первой ступени могут меняться из-за разных типов двигателя и наличия ускорителей.
Разработка ракеты началась в 2013 году. Компания Mitsubishi Heavy Industries потратила на эти цели около 200 млрд иен ($1,32 млрд). Для создания некоторых деталей новой ракеты-носителя использовались 3D-принтеры, что позволило снизить стоимость ее производства.
Изначально первый запуск H3 предполагалось осуществить в 2020 году, однако сроки были изменены из-за проблем с проектированием основного двигателя LE-9. Основной задачей конструкторов было снижение его стоимости при сохранении надежности. В частности, количество используемых деталей было сокращено на треть по сравнению с двигателем основной ракеты JAXA H2A.
Однако увеличенная внутренняя часть турбонасоса создавала нагрузку на некоторые части ракеты, и во время испытаний двигателя, проведенных в мае 2020 года, возникла проблема, в результате которой некоторые детали треснули под воздействием сильной вибрации. После этого запуск пришлось отложить, а конструкцию двигателя доработать.
JAXA использует ракету H2A, которая эксплуатируется с начала 2000-х годов. Это одна из самых надежных в мире ракет: из 46 запусков 45 завершились успешно. Один запуск H2A обходится Японии в 10 млрд иен ($66,4 млн), что значительно дороже других мировых аналогов. H3 позволит сократить эту сумму вдвое, повысив конкурентоспособность Японии в космической сфере.
Кроме того, ее грузоподъемность на 30% выше, чем у предыдущей модели, что также может повысить ее привлекательность для потенциальных заказчиков.