Греческие банки остаются закрытыми, в магазинах ощущается нехватка некоторых продуктов
На острове Крит заявляют, что стране грозит "продовольственный кризис", который коснется, прежде всего, слабо обеспеченных слоев населения
АФИНЫ, 13 июля. /Спец. корр. ТАСС Юрий Малинов/. Греческие банки продолжают оставаться в понедельник закрытыми в ожидании решения министерства финансов, которое продлило до минувшей пятницы так называемые банковские каникулы. "Решения (минфина) пока все еще нет, потому что теперь оно зависит от дополнительного предоставления ликвидности Европейским центральным банком, а ЕЦБ ждет сигнала от лидеров еврозоны, которые в понедельник утром договорились с Грецией о принятии ее парламентом законов по структурным реформам, - сказал корр. ТАСС менеджер контролируемого государством банка National Bank. - Поэтому наш и другие банки пока остаются закрытыми".
По словам менеджера, "банкоматы пока пополнены наличными деньгами, лимит сохраняется прежним - €60 в день на человека, при этом в ряде отделений выдаются наличные по €120 раз в две недели пенсионерам, которые не имеют дебетовых и кредитных карт и получают пенсию в кассе". "Если банки и откроются, то речь будет идти только о сохранении или увеличении лимита на снятие денег по картам, а также о разблокировании операций по переводу денег со счетов внутри страны. Второе - самое главное. Именно невозможность совершать платежи фактически остановила экономическую деятельность внутри страны", - добавил сотрудник банка.
У банкоматов выстроились небольшие очереди желающих снять €50-60 со своего банковского счета (при отсутствии купюр в €20 банкоматы выдают только банкноты в €50, и поэтому предел выдачи фактически снижается с €60 до €50). На вопрос, как она относится к заключенному под утро соглашению, пенсионерка Мария заявила корр. ТАСС: "Я не для того голосовала за (премьер-министра Алексиса) Ципраса, чтобы сейчас получать по €50 в день". Услышав это, в разговор включился мужчина, который сказал: "Ципрас ни в чем не виноват, он сделал, все что мог. Его правительство у власти всего шесть месяцев, а долги страны накапливались десятилетиями. Все предыдущие правительства ничего не делали, чтобы решить эту проблему. Евросоюз тоже виноват - все прекрасно видели, что заимствование Греции превысило допустимые 60% ВВП, но ничего не говорили, потому что все страны еврозоны в разгар долгового кризиса нарушили этот лимит, в том числе и Германия". Еще одна женщина, стоявшая в очереди, добавила: "Все проблемы в том, что ни одно правительство, в том числе и нынешнее, не может взять на себя ответственность, чтобы сократить госслужащих. Слава богу, что Ципрас договорился о соглашении, мы остаемся в зоне евро, возврат к драхме был бы для нас катастрофой".
Грозит ли стране "продовольственный кризис"
Кроме небольших очередей у банкоматов, в Афинах трудно заметить какие-то другие признаки кризисной ситуации. Кафе, как всегда, полны людей. На улицах города много машин, так как проблем с бензином не наблюдается. В магазинах хватает продуктов, хотя заметно, что в последнее время закупки уменьшились, и распродается то, что остается в запасах. В одном из супермаркетов, например, не было муки. Где-то нет уже того разнообразия кофе, как прежде, потому что в первые дни введения банковского контроля за движением капитала люди набивали полные тележки и расхватывали все, что попадалось под руку, стараясь истратить деньги, опасаясь их возможного обесценивания. "Теперь в магазинах народу поубавилось, люди не торопятся спускать деньги, и опасения, связанные с тем, что нас заставят вернуться к драхме, немного отхлынули, - сказала корр. ТАСС продавец магазина. - У нас достаточно запасов, видите, все полки заполнены".
Но на острове Крит, например, заявляют, что стране грозит "продовольственный кризис", который коснется, прежде всего, слабо обеспеченных слоев населения. Как заявил Милтиадис Халкиадакис, председатель Ассоциации овощных магазинов столицы острова - города Ираклион, "наши магазины овощей и фруктов сейчас еле-еле работают, покупателей мало, если так продолжится, многим придется закрываться". "Я знаю пенсионеров, которые еще две недели назад были вполне благополучными, а теперь приходят и покупают лишь несколько товаров. Мне сказали, что некоторые из них уже почти голодают", - сказал Халкиадакис, добавив, что кризис бьет и по молодежи. "Почти все наши юноши и девушки - безработные, и живут на пенсии своих бабушек и дедушек. Снижение пенсий для пенсионера - это лишение дохода всей его семьи", - подчеркнул руководитель ассоциации.
Мы шесть месяцев вели тяжелую борьбу для достижения лучшего соглашения, которое позволило бы нам встать на ноги. Мы столкнулись с жесткими решениями. Мы приняли жесткие решения, чтобы предотвратить развитие сценария, которого желали наиболее радикальные круги в Европе
По оценке Халкиадакиса, покупки в магазинах фруктов и овощей Ираклиона снизились сейчас на 70% по сравнению с тем, что было две недели назад. "Люди боятся покупать, пока банки закрыты, - сказал он. - Когда банки откроются, возможно, мы увидим больше покупателей, но говорят, что новые меры будут очень болезненными. Мы слышали, что НДС поднимется с 13% до 23% на упакованные продукты, то есть, например, на макароны, с ума сойти". Правда, по словам руководителя ассоциации, цены сейчас по сравнению с прошлым годом примерно на 20% ниже. "Раньше мы продавали помидоры по €1,5 за килограмм, а теперь цены упали до €0,80-1, причем качество осталось прежнее", - посетовал Халкиадакис.
Еще одна серьезная проблема после введения контроля за движением капитала возникла у греческих водителей-дальнобойщиков. За рубежом перестали принимать их кредитные карты, выпущенные греческими банками. По информации федерации водителей, "основные проблемы возникли у шоферов с заправкой горючим, полной невозможностью оплаты проезда по платным дорогам и приобретения билетов на паромы". "Стоимость поездки в одну сторону между Грецией и Центральной Европой составляет примерно €4-5 тыс., и невозможно все оплачивать только наличными", - подчеркнули в федерации, обратившись в правительство за помощью в вызволении из "денежной ловушки" водителей, вынужденных остановить движение и припарковать свои трейлеры на обочине европейских дорог.