Эксперт: Швеция не сможет поднять найденную подлодку, если подтвердится, что она русская
Ранее сообщилось об обнаружении в акватории королевства затонувшей иностранной субмарины. Высказывалось предположение, что речь идет о российской подлодке "Сом"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 июля. /ТАСС/. Швеция не имеет права без разрешения России вскрывать или поднимать подводную лодку, обнаруженную в акватории королевства, если она действительно входила в Российский императорский флот. Такое мнение высказал ТАСС председатель петербургского Клуба моряков-подводников Игорь Курдин.
"Есть международная морской практика: любой военный корабль, погибший и обнаруженный, считается воинским захоронением, и никто, тем более если определена принадлежность стране, не имеет права без разрешения этой страны проводить там какие-либо действия, - пояснил Курдин. - Только обследовать и фотографировать, но трогать ее или попытаться поднимать без нашего ведома, если это действительно русская лодка, они не имеют права".
По его словам, ранее в случаях обнаружения затопленных русских кораблей шведские ВМС официально оповещали Главный штаб ВМФ России и передавали копии документов, связанные с находкой, чтобы достоверно ее классифицировать.
Как сообщалось ранее, найденная у берегов Швеции подводная лодка может являться российской субмариной "Сомъ", затонувшей в 1916 году. Однако, по мнению Курдина, пока с точностью опознать подлодку нельзя. "Посмотрев присланное коллегами видео и фотографии, я не могу с уверенностью сказать, что это русская подводная лодка "Сом". Во-первых, на корпусе мы видим букву "ять", но это может быть просто игра света или так обрастание (корпуса) расположилось", - пояснил он.
По словам эксперта, его особенно смущает, что подлодка выглядит относительно новой. "Подводная лодка "Сом" погибла в мае 1916 года, находясь на боевой позиции, после столкновения со шведским пароходом, но никаких следов столкновения, пробоин в корпусе мы не видим", - добавил Курдин.
На то, что найденная подлодка может оказаться "Сомом", указывают ее размеры: около 20 м в длину и 3,5 в ширину. "Но сейчас ни о какой достоверной классификации этой лодки речи быть не может", - еще раз подчеркнул Курдин.
Министерство обороны Швеции пока не комментирует обнаружение на прошлой неделе иностранной подводной лодки. В своем пресс-релизе поисковики из Ocean X-team пишут, что нашли российской мини-подлодку. "Пока неясно, сколько лет подлодке и сколько времени она пролежала на дне, однако надпись на корпусе кириллицей говорит о ее российской принадлежности", - утверждается в пресс-релизе.
"Это вопрос доброй воли"
Российские поисковики предложат скандинавским коллегам помощь в сборе информации о подводной лодке, обнаруженной у берегов Швеции, заявил ТАСС руководитель экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" Константин Богданов.
"По имеющимся фотографиям, это вроде бы подводная лодка "Сом", погибшая в 1916 году в результате столкновения с кораблем, но нужно, конечно, уточнять. Пока нет данных по глубине, на которой обнаружили лодку. Если глубины доступны, то можно будет сделать четкие снимки, объявить место гибели субмарины братской могилой", - сказал Богданов.
По его словам, "можно было бы сделать совместную акцию с выходом кораблей, церемонию отпевания в море". "Это вопрос доброй воли, взаимодействия двух стран. Если речь идет об увековечении памяти людей, погибших почти сто лет назад, то здесь никакой политики, мне кажется, нет. Мы готовы провести совместную экспедицию, попробуем связаться с шведской стороной", - подчеркнул собеседник агентства.
Он отметил, что у российских водолазов имеется опыт подобных совместных экспедиций с представителями Болгарии, Эстонии, Финляндии.
В частности, в Черном море вместе с Болгарией был идентифицирован погибший в годы Первой мировой эсминец "Лейтенант Пущин". Позднее на месте гибели корабля была проведена торжественно-траурная церемония, а водолазы прикрепили к борту корабля табличку с именами всех погибших.
О "подводной войне" во время Первой мировой читайте в спецпроекте ТАСС
Подводные лодки типа "Сом" - серия российских подводных лодок, построенных в 1904-1906 годах по образцу американской субмарины Fulton. Первая из них, давшая название серии, была построена в Америке в 1901 году, а затем отправлена в Россию. В мае 1916 года "Сом", по свидетельствам очевидцев, столкнулся со шведским пароходом и затонул.