14 АВГ, 16:36

Половина граждан — против: ФРГ готовится получить дальнобойное оружие от США

Запуск ракеты Tomahawk

США уже через пару лет намерены развернуть в Германии наземные ракеты средней и меньшей дальности, что может стать причиной отказа России от моратория на размещение РСМД. Правительство ФРГ считает планы Соединенных Штатов "очень хорошим решением", хотя примерно половина немецких граждан выступает против этого. Как США и Германия объясняют такую решительную идею и встретит ли она сопротивление у граждан ФРГ — в материале ТАСС

Территория американского оружия

Германия в 2026 году начнет получать от США новые средства огневого поражения, их дальность будет больше, чем у оружия, размещенного сегодня где бы то ни было в Европе. Таким образом Вашингтон намерен продемонстрировать приверженность Соединенных Штатов НАТО и вклад страны в "европейский потенциал интегрированного сдерживания".

Согласно совместному письменному заявлению США и ФРГ, подразделения будут включать многоцелевые ракеты SM-6, крылатые Tomahawk и экспериментальные гиперзвуковые вооружения. Максимальная дальность полета SM-6 составляет около 450 км. У Tomahawk она превышает 1 600 км, то есть речь идет о ракетах средней дальности. США не размещали такие комплексы наземного базирования на территории Европы с 1980-х годов.

Канцлер ФРГ Олаф Шольц назвал это решение "очень хорошим". По его мнению, оно вписывается в стратегию безопасности федерального правительства, так как Германии необходимо "иметь собственную защиту и сдерживание", а для этого нужно высокоточное оружие. "Это решение готовилось давно и не является настоящим сюрпризом для всех, кто занимается политикой безопасности и мира", — сказал он.

Вопрос о размещении на территории ФРГ американских вооружений действительно поднимался еще много лет назад — в рамках так называемого "двойного решения" НАТО, принятого 12 декабря 1979 года лидерами Великобритании, США, Франции и Германии. Члены Североатлантического альянса договорились, что американская сторона постепенно разместит на территории Западной Европы, в том числе в ФРГ, до 600 мобильных ракет средней дальности (баллистических Pershing-2 и крылатых BGM-109G — версию Tomahawk наземного базирования). Развертывание Pershing-2 началось в Западной Германии 30 ноября 1983 года и закончилось в конце 1985 года. Этот процесс сопровождался массовыми протестами, но правительство было непреклонно в своем решении.

Впрочем, в итоге политика все же изменилась с подписанием одного из важнейших в истории контроля над вооружениями документа.

Никакого моратория

В 1987 году СССР и США заключили Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Стороны договорились об установлении запрета на испытания ракет наземного базирования со средней (1000–5500 км) и меньшей (500–1000 км) дальностью полета и пусковых установок для них.

Десятилетия этот документ был одним из ключевых в сфере контроля над вооружениями, хотя и неоднократно становился предметом споров между США и Россией. Но конец его существованию был положен в 2018 году, когда администрация бывшего тогда президентом США Дональда Трампа объявила о денонсации договора.

Формальным поводом стали обвинения Вашингтона в адрес Москвы: американская сторона утверждала, что новая российская крылатая ракета 9М729 якобы имеет дальность, превышающую установленную ДРСМД. В Москве отвергли эти обвинения и отметили, что, наоборот, США нарушают условия договора, в том числе размещением в Польше и Румынии пусковых установок противоракет Mk41, которые могут использоваться и для запуска Tomahawk.

В итоге 2 февраля 2019 года Вашингтон объявил о выходе из соглашения, а полгода спустя, 2 августа, документ официально прекратил свое действие.

Российская сторона после этого предпринимала попытки договориться с США и странами НАТО о сохранении некоторых гарантий, которые предусматривал ДРСМД. В частности, Москва объявила добровольный мораторий на размещение на своей территории ракетных комплексов наземного базирования средней и меньшей дальности и предложила странам-членам Североатлантического альянса присоединиться к нему. В НАТО, однако, предложения поддержки не нашли.

Президент России Владимир Путин позже обращал внимание, что США не только производят эти ракеты, но уже привозили их в Европу и на Филиппины.

"Если комплексы ракет средней и меньшей дальности американского производства где-то появятся, то мы тогда оставляем за собой право действовать зеркально", — сказал глава государства по итогам саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане в начале июля.

Он также заявлял, что в связи с действиями США Россия готова начать производство РСМД. По его словам, опытно-конструкторские работы в этом направлении уже идут.

Планы США разместить свои вооружения в Германии только усугубляют и без того непростую ситуацию. Как предупредил Путин, в случае появления американских ракет большой дальности в ФРГ РФ перестанет выполнять односторонний мораторий на развертывание РСМД.

Президент обратил внимание, что в случае реализации плана Вашингтона в зоне досягаемости оружия "окажутся вaжные российские объекты государственного и военного упрaвления, административно-промышленные центры и оборонная инфрaструктура". "А полетное время к целям на нaшей территории таких ракет, которые в перспективе могут быть oснащены и ядерными боеголовками, составит порядка 10 минут", — объяснил Путин.

По словам посла России в Вашингтоне Анатолия Антонова, действия Вашингтона повышают вероятность гонки ракетных вооружений и могут привести к неконтролируемой эскалации, а само решение "бьет наотмашь по российской приверженности мораторию на размещение наземных РСМД".

При этом в Германии, кажется, совсем не обеспокоены последствиями, к которым может привести такой шаг. Шольц оправдывает его тем, что в России якобы произошло "невероятное наращивание вооружений", в частности в сфере систем, угрожающих Европе. Развертывание американских ракет, как он рассчитывает, поможет в том числе в сдерживании РФ. Такой же аргумент привел и министр финансов Германии Кристиан Линднер.

Но такие попытки "защитить" себя со стороны ФРГ, судя по всему, только обостряют ситуацию. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков уже предупредил о намерении России выработать военный ответ на угрозу в связи с планами Пентагона. "Ситуация [после холодной войны] кардинально поменялась, и эти действия направлены прежде всего на нанесение ущерба безопасности нашей страны безотносительно к тому, повысятся в результате шансы на некие переговоры в будущем или они вообще сойдут на нет", — сказал Рябков.

Немцы против

Говорить о том, что размещение американских вооружений на территории своей страны поддерживают все граждане Германии, было бы несправедливо. По данным опроса социологической службы Forsa, проведенного по заказу телеканала RTL, против этих планов выступают 49% жителей ФРГ. В то же время 45% опрошенных выразили противоположную точку зрения.

Хуже всего к этой идее относятся в Восточной Германии: против выступили 74% местных жителей. А в Западной Германии, наоборот, ее встретили с большим энтузиазмом: 49% высказались "за", а 45% — "против".

Министр обороны Германии Борис Писториус, представляющий Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), на этом фоне выступил за общественные дебаты по этому вопросу.

"Нам нужны эти общественные дебаты, чтобы прояснить серьезность ситуации: с одной стороны, агрессивное поведение России создает новую угрозу для Европы, с другой стороны, у нас есть пробел в возможностях, который мы можем закрыть только в краткосрочной перспективе с помощью наших союзников США, пока мы сами не разработаем это оружие", — сказал он газете Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Впрочем, эти дебаты вряд ли способны существенно изменить ситуацию. Действующее правительство ФРГ неоднократно давало понять, что в большинстве вопросов, связанных с внешней политикой и безопасностью страны, оно не готово ориентироваться на мнение своих граждан и принимать его во внимание, сказал ТАСС научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов.

"Решение по ракетам — один из таких примеров. Даже в немецкой экспертной среде многие отмечают, что принятие этого решения без обсуждения ни на уровне бундестага, ни на уровне широкой общественности будет отражаться на отношении немецких граждан к своему правительству. Они будут иметь полное право полагать, что это правительство действует, не считаясь с интересами простых граждан", — отметил эксперт.

Маловероятно, что правительство Олафа Шольца или кабинет, который его сменит, кардинально пересмотрит это решение. Немецкая внешняя политика находится в определяющей зависимости от интересов трансатлантического единства и, соответственно, от внешнеполитических интересов США, указывает Артем Соколов.

"Если в иные годы Берлин мог лавировать по тем или иным направлениям, тем или иным образом уклоняясь от того, что ему пытались навязать США, то правительство Олафа Шольца не в состоянии проводить такую политику и вынуждено полностью полагаться на позицию Вашингтона по ключевым внешнеполитическим вопросам. Более того, это правительство считает такое положение безусловным благом для Германии", — объяснил эксперт.

Идеалы изменились

Впрочем, несмотря на поляризацию общества в вопросе размещения американского оружия, нынешняя ситуация, как заметил Писториус, несравнима с событиями 1980-х годов, когда США разместили в Западной Германии способные нести ядерное оружие Pershing-2. Тогда это стало причиной массовых протестов и расцвета движения за мир. Сегодня, несмотря на несогласие части граждан с действиями властей, подобного ждать не приходится: движения за мир в Германии нет, констатировал германский политолог, председатель Евразийского общества в Берлине Александр Рар.

"У общества совсем другие ориентиры. То, что мы привыкли видеть за последние 50 лет — возмущения по поводу того, чтобы американцы ставили ракеты, движения за мир, — сегодня всего этого нет. Это связано с многими факторами. Во-первых, исчезла память ужасов Второй мировой войны. Во-вторых, исчезло чувство вины за это. Образ врага переложился полностью на Россию. Это просто поколенческий вопрос", — сказал эксперт ТАСС.

По его словам, сегодня многие жители Германии, хотя и не оправдывают действия страны во Второй мировой войне, не хотят ориентироваться на это, так как "все уже давно прошло".

"Мы живем в XXI веке, и для нас Вторая мировая так же далеко, как Наполеоновские войны, — я слышу это постоянно. В СМИ тоже пишут, что нечего вспоминать старые времена, а надо идти вперед. Говорят, что каяться нужно за Холокост, а о том, что в войне погибло 20 млн советских людей, в школах уже не преподается. Прежние идеалы сейчас исчезают в немецком обществе, люди не боятся войны", — заключил Александр Рар.

Лидия Мисник

Читать на tass.ru
Теги