Экс-глава МИД Грузии: необходимо беречь и реформировать ООН
Если ООН сегодня перестанет существовать, то прекратит работу единственная универсальная международная структура, ответственная за безопасность в мировом масштабе, считает Менагаришвили
О роли ООН в современном мире и о вкладе этой организации в развитие независимой Грузии рассказал ТАСС экс-глава грузинского МИД Ираклий Менагаришвили.
Ираклий Менагаришвили с ноября 1995 по ноябрь 2003 г. был министром иностранных дел Грузии, до этого почти три года работал вице-премьером правительства республики. Должность министра здравоохранения Грузии он занимал как в советское время (1986-90 гг.), так и в период независимости страны (в 1992-1993 гг.). После ухода с поста главы МИД (конец ноября 2003 г.) является директором действующего в Тбилиси Центра стратегических исследований.
- Когда вы были студентом Тбилисского мединститута, были министром здравоохранения республики советского периода, думали ли вы, что будете выступать в ООН как вице-премьер и как глава МИД независимой Грузии?
- В студенческие годы я мечтал быть врачом, у меня не было политических амбиций и в период работы в минздраве Грузии, но жизнь преподносит много сюрпризов, о которых в молодости не думаешь... Первый мой визит в ООН состоялся в 1994 году в ранге вице-премьера Грузии. Целью визита были встречи и переговоры с руководителями Программы развития ООН. Тогда Грузия переживала серьезные экономические и не только экономические трудности, страна была практически в коллапсе. Первостепенное значение имело осуществление необходимых реформ, и в этом процессе одну из важных ролей играла ООН. Во время визита надо было обсудить с руководством Программы развития ООН вопросы сотрудничества и оказания помощи Грузии. Тогда в рамках этой Программы ООН оказала Грузии большую помощь. Во время того визита я не встречался с руководителями ООН.
А вот в начале 1996 года посетил ООН в ранге главы МИД - я был назначен на этот пост в ноябре 1995 года. ООН играла важную роль в переговорном процессе по урегулированию абхазского конфликта, также осуществлялось сотрудничество в рамках Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Программы развития ООН. Тогда, в начале 1996 года, я впервые встретился с Генсеком ООН Бутросом Бутросом Гали.
- Я помню, что в ноябре 1994 года г-н Гали приезжал в Тбилиси, помню, как он упал во время посещения недостроенного объекта, и эти кадры обошли весь мир...
- Да, в 1994 году Бутрос Бутрос Гали побывал в столице Грузии, он встречался с главой государства Эдуардом Шеварднадзе (пост президента страны был восстановлен с ноября 1995 года - прим. корр.) и с членами правительства. Меня тогда в Тбилиси не было - я находился с визитом за рубежом. Первая моя встреча с Генеральным секретарем состоялась в 1996 году в Нью-Йорке, в ООН. Мы обсудили перспективы урегулирования абхазского конфликта и возможность активизации роли ООН в этом направлении, вопросы усиления ооновского присутствия в Грузии. Эти вопросы в бытность г-на Гали на посту Генсека ООН решить не удалось. Они были решены в период, когда Генсеком ООН стал господин Кофи Аннан (с января 1997 г. - прим. корр.). Период, когда я занимался дипломатической работой, был весьма важным, я бы сказал, переломным для ООН. Завершилась холодная война, начиналась новая эпоха. Постепенно приходило понимание того, что ООН, как универсальная структура по обеспечению мира и безопасности, все в меньшей степени соответствовала новым реалиям, новым международным вызовам. И еще - тогда был эмоциональный подъем от ожидания грядущих перемен, все жили этими ожиданиями. К сожалению, не все пошло так, как хотелось.
- А что предлагал г-н Гали для активизации роли ООН в урегулировании абхазского конфликта?
- У меня сложилось впечатление, что он был обеспокоен тем, что ООН не смогла добиться прогресса в урегулировании абхазского конфликта в рамках единой Грузии. Он не видел выхода из положения и переживал за это. Бутрос Бутрос Гали в беседе со мной прямо сказал, что без прямой и заинтересованной роли России невозможно достичь прогресса в урегулировании конфликта и решении главной проблемы Грузии - восстановления территориальной целостности Грузии. Он говорил, что если Россия не будет тормозить этот процесс, то прогресс возможен.
- Какое впечатление он произвел на вас?
- Г-н Гали был мудрым, образованным человеком и политиком. Он понимал сложности совремeнного мира, но он показался мне разочарованным тем, что ООН, в силу разных причин, не в состоянии добиться прогресса в решении стоящих перед ней сложных проблем. Об этих его словах и моих впечатлениях я рассказал в Тбилиси во время моей встречи с Эдуардом Шеварднадзе, с членами руководства Грузии.
- Что изменилось при Кофи Аннане?
- При г-не Аннане (генсек ООН в 1997-2006 гг. - прим. корр.) в определенной мере удалось сдвинуть с мертвой точки процесс урегулирования абхазского конфликта. Был расширен и изменен формат, был введен пост личного представителя Генсека ООН с постоянным пребыванием в Грузии. На эту должность был назначен опытный румынский дипломат Ливиу Ботта. Миссия наблюдателей ООН в Грузии была преобразована, расширена, возможности миссии усилены. Через год, в 1997 году, с согласия России удалось договориться о создании нового переговорного формата - был запущен т. н. Женевский процесс. Это уже была качественная новизна.
- При Бутросе Бутросе Гали этого не удалось добиться, а что, у Кофи Аннана было больше рычагов?
- Г-н Аннан был более активным политическим деятелем, его приходу на пост Генсека ООН способствовали те политические силы, которые желали общей трансформации роли ООН, желали активизации и усиления роли ООН в процессах урегулирования проблем, стоящих перед мировым сообществом. Нужен был человек более энергичный, решительный, с чувством новизны. Таким считали г-на Кофи Аннана. При нем активизировался институт "Друзей Генсека ООН по Грузии" (США, ФРГ, Франция, Великобритания и РФ - прим. корр.). Все это вселяло надежду на прогресс в урегулировании абхазского конфликта и роли ООН в этом процессе. Конечно же, все эти перемены не были заслугой лишь руководства ООН, способствовали прогрессу и позитивные тенденции в общей динамике мировой политики. Мир и стабильность на Южном Кавказе и, в частности, в Грузии все активнее привлекали внимание ведущих мировых игроков. Это отражалось и на политике ООН.
- В Нью-Йорке вы встречались с постпредом РФ в ООН?
- В мою бытность главой МИД Грузии постпредом РФ в ООН был Сергей Лавров (занимал этот пост с начала 1994 до марта 2004 г. - прим. корр.). Каждый раз во время визитов в ООН, а они были приурочены в основном к рассмотрению очередных резолюций по абхазскому вопросу, я, конечно, встречался и с Лавровым.
- Известно, что его отец родом из Тбилиси. В столице Грузии проживало немало его родственников, и он не раз бывал здесь в молодости. Это мешало или помогало общению с Лавровым?
- Я знал о том, что у него корни из Тбилиси, но я об этом с ним не говорил, и он сам тоже не вспоминал. Если мы (грузинская сторона) спорили с г-ном Лавровым или с его коллегами, то это был спор не личный, а спор с позицией Москвы. Сами встречи с ним в Нью-Йорке, несмотря на разность подходов, были доброжелательными, корректными. А иначе в дипломатии и не бывает. Кстати, грузинские корни и у некоторых других руководителей российской дипломатии, но это никак не влияло на переговорный процесс.
- В детстве Игорь Иванов (глава МИД РФ с сентября 1998 до марта 2004 г. - прим. корр.) несколько лет жил в Грузии, откуда родом его мама. Он говорит на грузинском, знает историю, культуру и особенности Грузии...
- Перебью вас и еще раз скажу, что ни происхождение, ни родственные связи тех или иных российских государственных деятелей какую-либо роль при решении сложных проблем, имевших место в грузино-российских отношениях, не играли и играть не могли, т. к. они четко исходили из позиций руководства РФ, которые не всегда совпадали с подходами Грузии.
- Да, я многое слышал об этом и от других политиков, и вас спросил об этом из интереса к этой теме со стороны многих граждан Грузии и России, которых интересует этот вопрос. Позвольте перейти к оставшимся вопросам, касающимся ООН. Каковы самые запоминающиеся для вас события в рамках пребывания в ООН?
- Было принято немало решений, в которых давалась четкая оценка ситуации в зоне абхазского конфликта. В конце 1990-х - начале 2000-х годов в рамках Женевского процесса стали разрабатываться предложения по политическому урегулированию абхазского конфликта - речь шла о статусе Абхазии в составе Грузии. Тогда в ООН обсуждения этой темы были особенно жаркими. Моим визави в тот период в основном был глава МИД Игорь Иванов. Россия тогда официально - в документах и устно - поддерживала территориальную целостность Грузии в рамках ее международно признанных границ. Но, к сожалению, добиться желаемого прорыва на этом дипломатическом фронте не удалось. Было ясно, Россия предпочитала заморозить этот конфликт и сохранить статус-кво. Абхазский вопрос вместе с югоосетинской проблемой Москва использовала в качестве рычагов давления на Грузию и отказываться от них не собиралась.
- Как вы относитесь к санкциям ООН - полезны или нет и в каких случаях они могут дать результаты?
- Об этом рассуждают давно и много. Часто говорят об их неэффективности. Считаю, что санкции ООН должны быть более эффективными, не стоит отказываться от санкций как рычага воздействия на ситуацию. Мировая общественность и особенно ООН - универсальный орган по обеспечению безопасности - должен иметь более реальные инструменты воздействия на ситуацию.Требуется трансформация всей системы ООН по принятию и выполнению решений. Крупные международные игроки зачастую используют конфликтные ситуации в разных регионах для достижения своих политических целей, а ООН оказывается неспособной противостоять этому. Увы, по сей день эта проблема не решена.
- Какие забавные случаи из жизни ООН вы можете назвать, можете рассказать о малоизвестных фактах такого характера?
- Разные случаи бывали, но позвольте мне об этом рассказать в моих мемуарах.
- Что бы вы изменили в работе ООН?
- ООН создавалась в период завершения Второй мировой войны, формировалась в эпоху холодной войны и отображала реалии тех времен. Сегодня пора уже всерьез реформировать ее работу. Речь должна идти не о каких-то отдельных структурных или процедурных изменениях, а о переосмыслении в целом роли и деятельности ООН. Отдельными решениями можно повысить эффективность конкретных служб ООН, но для сохранения и укрепления мира в разных регионах необходимы более действенные механизмы на основе нового видения ООН. Некоторые говорят, что ООН изжила себя, я считаю, что это не так. Если ООН сегодня перестанет существовать, то прекратит работу единственная универсальная международная структура, ответственная за безопасность в мировом масштабе. Поэтому нужно беречь ООН, бережно относиться к ООН, но необходимо как можно скорее реформировать эту универсальную международную организацию.
Беседовал Тенгиз Пачкория, корр. ТАСС в Грузии.