11 СЕН, 15:45

Казахстанский политик: центральная роль ООН в международных делах должна укрепляться

Председатель сената Казахстана считает, что сегодня основными угрозами для человечества являются нелегальная миграция, изменение климата, наркотрафик, торговля людьми

Организация Объединенных Наций должна оставаться авторитетной безальтернативной и универсальной структурой, укрепляющей свою центральную роль в международных делах. Такое мнение в интервью ТАСС высказал председатель сената (верхняя палата парламента) Казахстана Касым-Жомарт Токаев. С 2011 по 2013 годы он был заместителем Генерального секретаря ООН, генеральным директором Женевского отделения ООН, личным представителем Генерального секретаря ООН, генеральным секретарем Конференции по разоружению.

- Касым-Жомарт Кемелевич, как было воспринято вами назначение в ООН? С какими мыслями приступали тогда к осуществлению новых обязанностей?

- Мое назначение на высокий пост в ООН в марте 2011 года стало для международного сообщества неожиданным, так как впервые в истории Организации ее Женевское отделение возглавил представитель Азии. Женевское отделение, формально считаясь вторым после нью-йоркской штаб-квартиры офисом ООН, тем не менее является глобальным центром международной активности. Новость о своем назначении я воспринял как признание международного авторитета моей страны и, конечно, ее президента Нурсултана Назарбаева. Поэтому к новым обязанностям приступил с чувством большой ответственности за оказанное мне доверие.

- Какое событие стало самым запоминающимся в рамках вашей работы в ООН?

- Генеральный секретарь организации Пан Ги Мун поручил мне усилить роль женевского отделения ООН как важнейшего "хаба" многосторонней дипломатии. Женева в действительности является уникальным местом для проведения встреч и переговоров по самым трудным проблемам современности. В этом городе функционируют 30 международных организаций, а также неправительственные центры, занимающиеся международной проблематикой. Это преимущество предстояло максимально использовать во имя достижения первоочередных целей ООН: укрепления мира и безопасности, развития международного сотрудничества, обеспечения устойчивого развития государств, защиты прав человека.

За два с половиной года мне довелось быть свидетелем большого количества важных событий, ведь женевское отделение занимается политическим, административным, протокольным, конференционным и информационным обеспечением около 10 тысяч международных мероприятий ежегодно. Одним из наиболее значимых событий, на мой взгляд, явилась состоявшаяся 30 июня 2012 года первая международная конференция по Сирии "Женева-1", на которой было принято Женевское коммюнике "Группы действий по Сирии", заложившее правовую основу возможного урегулирования сирийского кризиса. Следует отметить решающий вклад России в достижение единственной на сегодняшний день институциональной договоренности по Сирии, в чем неоспоримая заслуга принадлежит министру иностранных дел Сергею Лаврову.

Другим важным событием стали консультации и переговоры по иранской ядерной программе, проходившие на протяжении 2013 года в Женеве, в результате которых было достигнуто соглашение, являющееся, по сути, историческим, поскольку оно стало отправной точкой для последующих переговоров по этой проблематике.

С особой теплотой вспоминаю открытие многофункционального конференционного зала "Казахстан" во Дворце Наций ООН в Женеве - дара нашего народа сообществу наций.

В целом же мне довелось стать участником множества международных мероприятий, каждое из которых было по-своему интересным и важным. В этом особенность Женевы как глобального центра международной дипломатии.

- Какие из резолюций ООН вы могли бы отметить как наиболее запоминающиеся?

- Можно отметить резолюцию Генеральной ассамблеи ООН 67/56 от 3 декабря 2012 года "Продвижение процесса многосторонних переговоров по ядерному разоружению". Была создана рабочая группа открытого состава для разработки предложений по стимулированию многосторонних переговоров по ядерному разоружению. Этот документ стал значительным подспорьем Конференции по разоружению, работа которой в последние годы была фактически блокирована. Будучи генеральным секретарем Конференции по разоружению, я также инициировал создание неформальной рабочей группы по подготовке Программы работы форума - ключевого ежегодного документа Конференции, содержащего темы дискуссий в области разоружения. Из-за того, что этот документ в течение многих лет так и не был принят, Конференция по разоружению не может приступить к разработке критически важных многосторонних соглашений в области разоружения, в частности договора о прекращении производства расщепляющихся материалов.

Мне также довелось представлять ООН на Сеульском антиядерном саммите в составе делегации во главе с Генеральным секретарем Организации Пан Ги Муном. В более широком временном плане для Казахстана историческим документом является резолюция 46/224 Генеральной ассамблеи ООН от 2 марта 1992 года о приеме нашей страны в члены Организации.

Ряд крайне важных для Казахстана резолюций касается антиядерной тематики. Здесь можно выделить резолюцию 52/169М 1997 года по реабилитации населения и экологии, а также экономическому развитию Семипалатинского региона Казахстана, пострадавшего от ядерных испытаний. В 2009 году Генеральная ассамблея ООН по инициативе Казахстана единогласно приняла резолюцию 64/35, которая объявила 29 августа (день закрытия в 1991 году Семипалатинского ядерного полигона) Международным днем действий против ядерных испытаний.

- Как вы относитесь к санкционной политике, которая действует сегодня между странами?

- Введение международных санкций относится к исключительной прерогативе Совета Безопасности ООН. По сути, речь идет о легитимных принудительных мерах в отношении субъекта, нарушающего нормы международного права. Хрестоматийным примером "санкций в действии" является исполнение резолюции СБ ООН 1192 1998 года, требовавшей от Ливии доставить на судебный процесс в Нидерландах двух обвиняемых во взрыве самолета "ПанАм" над шотландским Локерби в 1988 году. Как известно, выполнение требований ООН ливийскими властями привело к снятию санкций.

Что касается нынешнего санкционного противостояния Запада и России, то это принципиально иная ситуация, вышедшая за рамки ООН. Она крайне отрицательно влияет на политическую и экономическую ситуацию в мире, учитывая, что в ней так или иначе задействованы практически все постоянные члены Совбеза ООН. Казахстан выступает против санкционной дипломатии, от которой страдают непричастные к глобальному конфликту страны и их народы, мы считаем, что центральная роль ООН в международных делах должна укрепляться.

- Какие, на ваш взгляд, главные вызовы стоят перед ООН сегодня?

- Говоря об ООН, мы подразумеваем цивилизованное мировое сообщество. Как "лучшее изобретение человечества в ХХ столетии", Организация и впредь должна представлять собой общую платформу для совместного решения актуальных проблем мировой политики.

Если говорить о конкретных вызовах, то сообществу наций нужно остановить процесс расползания ядерного оружия. Это вопрос жизненной важности.

Другой вызов имеет комплексную основу - это угрожающий масштаб транснациональных угроз. Понятно, что всеми процессами глобализации управлять невозможно, однако человечество так или иначе вынуждено иметь дело с ее негативными последствиями. Речь идет о резких дисбалансах в развитии разных стран, масштабной нелегальной миграции, изменении климата, загрязнении трансграничных водоемов, атмосферы и почвы, пандемиях, киберпреступлениях, наркотрафике, торговле людьми.

Наблюдаемая сегодня опасная консолидация организаций насильственного экстремизма также требует к себе пристального внимания. Речь идет о преступной деятельности группировки "Исламское государство" и других террористических группировок, прикрывающихся исламом. ООН должна консолидировать усилия всех государств для борьбы против этого зла.

Культура глобального мира, моральные ценности нового поколения, принципы межцивилизационного сосуществования - все эти вопросы в неменьшей степени нуждаются во внимательном осмыслении и совместном реагировании со стороны всех участников сообщества наций. Решение этих и других сложнейших проблем вполне по силам мировому сообществу, и в этом плане потенциал Устава ООН далеко не исчерпан. ООН должна оставаться авторитетной, безальтернативной и универсальной организацией.

В то же время ООН предстоит своевременно адаптироваться к политическим, экономическим и технологическим реалиям. Необходима и координация деятельности всех международных организаций во избежание дублирования их функций. Организация должна избавиться от многоступенчатой бюрократии, упростить и ускорить принятие решений, от которых зависят судьбы многих людей.

Мне импонирует предложение Группы старейшин в составе Кофи Аннана, Марти Ахтисаари и Гру Харлем Брундтланд по избранию Генерального секретаря ООН. Действительно, в последующем нам не следует исходить из принципа принадлежности кандидатов к тем или иным регионам мира, а избирать Генерального секретаря главным образом на основе его компетентности и авторитета.

В этой связи хотел бы высказать высокую оценку деятельности нынешнего Генерального секретаря Пан Ги Муна, который отличается высокой мобильностью и оперативностью в урегулировании острых и опасных ситуаций в мире, является справедливым руководителем и попросту хорошим человеком, в связи с чем пользуется уважением в международном сообществе, в частности в Казахстане. Нет сомнений в том, что его политическое наследие как Генерального секретаря ООН будет положительным, ведь он много делает для достижения взаимопонимания и сотрудничества государств по острым проблемам изменения климата, обеспечения устойчивого развития, сокращения количества голодающих.

Читать на tass.ru
Теги