Миграционные проблемы Европы: тысячи погибших, новые границы и раскол ЕС
9 октября Еврокомиссия намерена представить новый пакет предложений по миграции
ТАСС-ДОСЬЕ /Татьяна Чукова/. Массовое переселение в Европу жителей из стран Азии, Африки и Ближнего Востока началось во второй половине ХХ в. Основной поток мигрантов хлынул из бывших колоний, переживавших экономические кризисы.
Население этих стран было вынуждено искать заработок в бывших метрополиях - Великобритании, Франции, Нидерландах, Италии. В 1960-1970-е гг. основными поставщиками рабочей силы стали: в Азии - Индия, Пакистан, Малайзия, Вьетнам; на Ближнем Востоке - Египет, Ливан, Иордания; в Африке - Марокко, Алжир, Тунис. В 1980-е гг. возросла внутриконтинентальная миграция: в страны с высоким уровнем жизни переселялись жители юга Европы, а в 1990-е гг. в связи с распадом СССР и социалистического лагеря - граждане восточноевропейских государств. В европейских странах, нуждавшихся в рабочей силе, действовало либеральное миграционное законодательство и проводились т.н. "амнистии" в отношении уже въехавших в страну нелегальных иммигрантов.
По оценке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в 1970-е гг. в Европу прибывало примерно по 30 тыс. беженцев и мигрантов в год, в начале 1980-х гг. - по 100 тыс., в 1986 г. их было уже 200 тыс., а в 1989 г. - 317 тыс. В 1992 г. на континенте было зарегистрировано около 700 тыс. мигрантов, что стало максимальным показателем для послевоенной Европы.
В это время многие страны Европейского союза ужесточили миграционный режим, в результате чего уже в 1997 г. количество ищущих убежище в Европе сократилось до 333 тыс., однако в 1999 г. военные действия НАТО в Югославии, продолжающиеся гражданские войны и вооруженные конфликты в некоторых странах Азии и Африки увеличили их число до 440 тыс. Значительную долю составляли албанцы из Косово, курды из Турции и Ирака, афганцы. В 2000-е гг. источниками новой волны миграции стали африканские государства, расположенные к югу от Сахары (Гана, Нигерия, Сенегал, Сомали, Чад).
В 2000 г. численность только легальных иммигрантов в странах Евросоюза составляла 18,2 млн человек. Это примерно 5% населения ЕС, причем, по данным Международной организации труда, 80% мигрантов осело в странах Западной Европы. В 2010 г. в ЕС уже находилось почти 33 млн иммигрантов, 12 млн из них - внутренние мигранты, т.е. выходцы из стран-членов ЕС (по оценкам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, ОЭСР).
Что касается нелегальных мигрантов, то в 2007 г. Международная организация по миграции оценивала их численность в Европе в 5-7 млн человек (из них 4,6 млн - из Африки). Независимые аналитические службы считают, что в 2000-2010 гг. через различные нелегальные каналы в Европу приезжало предположительно по 20-25 тыс. человек в год.
Кризис последних лет (2011-2015)
Поток иммигрантов в страны ЕС сильно увеличился в 2011 г., но особенно резко в 2013-2014 гг. В 2014 г. к ЕС обратились 626 тыс. трудовых мигрантов (рост на 20%) и прибыли 274 тыс. нелегальных мигрантов (рост на 180%; данные Агентства по безопасности внешних границ ЕС Frontex).
В январе-сентябре 2015 г. поток нелегалов в Европу оценивается приблизительно в 300-400 тыс., Международная организация по миграции (МОМ) приводит цифру 351,3 тыс. К концу года приток нелегальных мигрантов в страны ЕС может достичь 1 млн человек.
Этот наплыв переселенцев сопоставим с миграционным кризисом 1992 г. Основными поставщиками иммигрантов (легальных и нелегальных) остаются Сирия и Афганистан, значительную долю составляют выходцы из Ливии и Ирака, примерно четверть - из африканских стран (Эритрея, Судан, Южный Судан, ДР Конго, Сомали, Мавритания, Марокко, Тунис, Алжир, Мали, Нигерия, Камерун, Габон).
Причины
Стремительный рост и расширение географии нелегальной иммиграции объясняются различными факторами как экономического, так и политического характера. Люди бегут от войны, безработицы и голода, из тех мест, где их преследуют по политическим, национальными или религиозным мотивам. Увеличение миграционного потока совпало с событиями в арабском мире в 2010-2011 гг. ("арабская весна"), затронувшими целый ряд стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Затем к нему присоединились беженцы с территорий Сирии и Ирака, контролируемых террористической группировкой "Исламское государство".
Другая причина увеличения масштабов незаконного перемещения людей кроется в широком использовании рекламы трудоустройства на Западе и деятельности отлаженной сети преступных организаций, занимающихся доставкой иммигрантов в Европу. Плата за нелегальный провоз составляет от нескольких сотен до десятков тысяч долларов в зависимости от страны назначения, дальности маршрута и длительности поездки. Одним из плацдармов для деятельности организаторов переправки нелегальных иммигрантов в Европу является Ливия, где, по оценке ООН, только в 2014 г. контрабандисты заработали $170 млн. На Балканах этот бизнес в значительной степени контролируется албанскими и цыганскими группировками. По оценкам МОМ, контрабанда мигрантов приносит такой же доход, как торговля наркотиками.
Маршруты нелегальных мигрантов
По данным миграционных служб европейских стран, порядка 80% нелегальных иммигрантов прибывают в Европу по туристическим визам или поддельным документам. Остальные - через нелегальные каналы, пересекая границы без документов.
Они перебираются в Европу по нескольким маршрутам. Один - через Средиземное море в Испанию, Италию и Мальту. В 2010 г. им воспользовались 5 тыс. мигрантов, в 2012 г. - 20 тыс., в 2013 г. их число возросло до 43 тыс., в 2014 г. - до 218 тыс. В январе-сентябре 2015 г. Средиземное море пересекли 219 тыс. нелегалов (данные УВКБ).
Другой маршрут - из Турции через Грецию. Оттуда поток устремляется через Албанию в Италию или через Македонию и Сербию в Венгрию - страну Евросоюза, входящую в шенгенскую зону. С лета 2015 г. поток беженцев по этому маршруту стал сопоставим со средиземноморским. Конечной целью потока являются Германия, Австрия и Швеция.
Трагедии
Эксперты затрудняются назвать точное число погибших при попытках добраться до Европы.
О первых жертвах средиземноморского трафика мигрантов заговорили еще в 2008 г. В 2012 г. в Средиземном море утонули около 500 человек, в 2013 г. - 600 человек, в 2014-м эта цифра увеличилась до 1,5 тыс. В январе-сентябре 2015 г., по статистике УВКБ, число погибших возросло до 2900.
Только 19 апреля 2015 г. в результате крушения судна погибли 800 человек. 28 августа 2015 г. 200 мигрантов погибли у берегов Ливии, 70 человек задохнулись в грузовике, который направлялся в Австрию.
Операции по спасению
Для предотвращения гибели людей в Средиземном море итальянское правительство в 2013 г. запустило программу Mare Nostrum, в которой были задействованы итальянские военные, корабли и авиация.
В 2014 г. на смену ей пришли общеевропейские программы "Тритон" и "Посейдон", в которых участвует 21 страна ЕС. В июне 2015 г. в Средиземном море стартовала военно-морская операция по спасению мигрантов EUNAVFOR Med. Предполагается, что следующим ее этапом станет задержание и проверка подозрительных судов (для этого необходимо решение ЕС), а затем арест и уничтожение судов, занимающихся нелегальной транспортировкой мигрантов (для этого потребуется решение СБ ООН). Также спасением мигрантов занимается Агентство ООН по делам беженцев и ряд некоммерческих организаций - Международный комитет Красного Креста, Международный комитет спасения, "Спасите детей", Станция по спасению мигрантов на воде и др.
Принимающие страны
В последние годы все западноевропейские государства принимают больше мигрантов, чем отправляют в другие страны. Наибольшее их число сосредоточено во Франции, Германии, Италии и Испании (в каждой из них по 1-1,5 млн). В 2015 г. (январь-июнь) по количеству принятых иммигрантов лидируют Германия, Венгрия, Турция, Франция и Швеция.
Основную нагрузку несет Германия. По данным МВД ФРГ, с начала года в Германию приехали около 413 тыс. соискателей статуса беженцев. Еще столько же страна планирует принять до конца года. В связи с этим расходы Германии на беженцев в 2015 г., по оценкам экспертов, возрастут до €10 млрд, они включают стоимость жилья, питание, медицинское обслуживание, административные и другие траты.
Разногласия в ЕС
В мае 2015 г. председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предложил ввести квоты на прием иммигрантов для всех 28 стран Евросоюза. Предполагалось, что размер квот должен зависеть от объема национального ВВП, численности населения, уровня безработицы и количества уже принятых иностранцев. Эту идею поддержали Германия, Италия, Австрия и Швеция; страны Восточной Европы выступили категорически против; Франция, Испания и Португалия заняли сдержанную позицию; Великобритания и Дания не принимали участия в голосовании по квотам (эти страны имеют особый статус в ЕС, позволяющий не участвовать в миграционной политике союза).
На министерской встрече Совета ЕС 26 июня было принято решение отказаться от идеи квот, взамен страны сообщества пообещали добровольно разместить 40 тыс. беженцев.
На неформальной встрече в Люксембурге 4-5 сентября Еврокомиссия предложила вернуться к системе квот, увеличив их на 120 тыс. человек.
13 сентября в результате рекордного наплыва беженцев из Австрии Германия первой из стран Шенгена ввела паспортный контроль на своих границах.
В тот же день была созвана встреча на экспертном уровне для сближения позиций стран-членов по проблеме квот на мигрантов. Встреча завершилась без практических результатов и продемонстрировала существенные разногласия. Против принудительного распределения беженцев между государствами-членами ЕС выступают странами Вишеградской группы - Словакия, Чехия, Польша и Венгрия. Словакия намерена воспользоваться правом вето.
14 сентября в Брюсселе состоялась экстренная встреча Совета ЕС. В итоге страны Евросоюза подтвердили разделение позиций на Восток-Запад по вопросу квот на мигрантов.
Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Румыния и страны Балтии выступают категорически против введения расширенных и обязательных квот.
9 октября в Европарламенте в Страсбурге Еврокомиссия намерена представить новый пакет предложений по миграции. Среди них прием и расселение беженцев из охваченных войной регионов; создание специальных точек приема и размещения беженцев как внутри, так и за пределами ЕС; регистрацию, отсев и возврат экономических мигрантов из мирных стран; наращивание усилий в рамках морской операции в Средиземном море и переход к активным действиям против перевозчиков мигрантов; проработка мер для борьбы с криминальными организациями, занимающимися сухопутным трафиком беженцев через Балканы; активизацию взаимодействия с соседними с ЕС странами, в частности с Турцией; оказание содействия мирным странам Северной Африки для размещения беженцев. Помимо этого, Евросоюз намерен содействовать политической стабилизации ситуации в странах, где продолжаются конфликты, в частности с Сирией и Ливией.