Блэр: химоружие могло бы попасть к ИГ, если бы Лондон не выстроил отношений с Триполи
Такое заявление экс-премьер Великобритании сделал в ходе дачи показаний комитету палаты общин по международным делам после публикации книги сэра Энтони Сэлдона "Кэмерон на Даунинг-стрит 10"
ЛОНДОН, 11 декабря. /Корр. ТАСС Максим Рыжков/. В руки террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) на территории Ливии могли бы попасть запасы химического оружия, если бы Великобритания ранее не выстроила отношений с Муамаром Каддафи по принципу снятия экономической блокады в обмен на отказ Триполи от планов производства оружия массового поражения. Об этом заявил бывший лейбористский премьер-министр Соединенного Королевства Тони Блэр.
"В ином случае, - подчеркнул он, - возникла бы ситуация, когда Ливия продолжала бы субсидировать терроризм, продолжала бы разрабатывать химическое и ядерное оружие и оставалась бы изолированной от международного сообщества". Экс-премьер добавил, что "если бы программа по разработке химического оружия оставалась в силе и сегодня, с учетом того состояния, в котором сейчас находится Ливия, и с учетом присутствия там ИГ, это представляло бы реальную угрозу".
Похороненные перспективы ливийской эволюции
Это заявление хозяин премьерской резиденции на Даунинг-стрит в 1997-2007 годах сделал во время ответов на вопросы членов комитета палаты общин по международным делам, которые вызвали экс-премьера для дачи показаний после публикации книги сэра Энтони Сэлдона "Кэмерон на Даунинг-стрит 10", где утверждалось, что Блэр предложил премьер-министру Дэвиду Кэмерону спасти Каддафи от расправы с помощью посредников еще перед бомбардировками Ливии странами Западной коалиции.
Блэр назвал Каддафи "необычным персонажем", сказав, что выстраивание отношений с ним являлось непростой задачей, учитывая "природу режима и личности, с которой мы вели дела". "Но с другой стороны, - добавил экс-премьер, - я думаю, что оно стоило того, исходя из интересов обеспечения нашей безопасности и с точки зрения более широкой заинтересованности в том, чтобы вовлечь страну, такую как эта (Ливия), в процесс перемен". Блэр также настоял на том, что "эволюция лучше, чем революция". "Кто знает, что бы произошло, если бы не разразилась "арабская весна"? Тогда могла бы возыметь место более мирная эволюция", - добавил он.
Он также признал, что в 2011 году, когда страны Африки были охвачены "арабской весной", он предпринимал попытки уговорить Каддафи мирно уйти с поста. Блэр также предположил, что если бы он до сих пор оставался на Даунинг-стрит, то, наверное, продолжал бы уговаривать ливийского лидера отречься от власти, но не знает, какой бы эффект это возымело.
Авиатеракт над Локерби и убийство Флетчер
Блэр отверг предположения о том, что две самые трагические страницы в отношениях двух стран - авиакатастрофа над Локерби и убийство офицера полиции Ивонны Флетчер - якобы не принимались в расчет при выстраивании отношений между Лондоном и Триполи. Бывший премьер в этой связи заявил, что размеры компенсаций, выплаченной Ливией за эти преступления, были согласованы с руководством правящей в ту пору в Великобритании Лейбористской партии.
Сотрудница Скотленд-Ярда Ивонна Флетчер была застрелена на своем посту в 1984 году, когда несла службу по охране порядка во время демонстрации протеста, организованной противниками Каддафи напротив здания ливийского посольства на лондонской площади Святого Джеймса. Тогда неизвестные лица открыли по митингующим огонь со стороны дипломатической миссии. Спустя 15 лет после этого преступления ливийские власти согласились выплатить компенсацию семье Флетчер, но при этом не впустили к себе в страну следователей Скотленд-Ярда. Вместе с тем, пресса утверждала, что у Королевской прокурорской службы было достаточно оснований для предъявления обвинений двум гражданам Джамахирии - Матуку Мухаммеду Матуку и Абдель Кадеру Мухаммеду Багдади, занимавшим руководящие посты в администрации Каддафи.
Взрыв на борту летевшего из Лондона в Нью-Йорк лайнера "Боинг-747" авиакомпании Pan Am, произошедший в 1988 году над шотландской деревней Локерби, унес жизни 270 человек. Виновным в его осуществлении был признан ныне покойный агент ливийских спецслужб Абдель Басит Али Мухаммед аль-Миграхи, который впоследствии отбывал пожизненное заключение в британской тюрьме, но в 2009 году был выпущен на свободу в связи со смертельной болезнью и был депортирован на родину, где и умер через 3 года. Ливия по заранее достигнутому соглашению выплатила семье каждого из погибших в авиатеракте над Локерби по 10 млн долларов в обмен на полное снятие экономических санкций с Триполи.
Бизнес-интересы Великобритании в Ливии
Тони Блэр заявил комитету нижней палаты парламента, что никогда не имел никаких личных деловых интересов в Ливии. Вместе с тем освобождение из тюрьмы аль-Миграхи британская пресса часто связывает с негласными условиями сделки о вхождении британского бизнеса в нефтяной сектор ливийской экономики - в 2007 году нефтяная компания ВР подписала соглашение с Национальной нефтяной компанией Ливии о проведении поисково-разведочных работ и добычи нефти и газа в заливе Сидра.