24 ДЕК, 09:07

США в 1983 году тайно сообщили Японии, что в СССР сбили южнокорейский лайнер по ошибке

Официально в тот момент Вашингтон утверждал, что Москва сознательно уничтожила пассажирский самолет

ТОКИО, 24 декабря. /Корр. ТАСС Василий Головнин/. США в 1983 году тайно сообщили Японии, что в СССР сбили залетевший в советское воздушное пространство южнокорейский лайнер по ошибке, приняв его за американский самолет-разведчик. Об этом стало известно в четверг из рассекреченных материалов МИД Японии, касающихся событий 70-х и 80-х годов прошлого столетия.

В то же время официально Вашингтон утверждал тогда, что Москва сознательно уничтожила пассажирский самолет.

В документах говорится, в частности, что через два месяца после произошедшего 1 сентября 1983 года инцидента с южнокорейским лайнером высокопоставленный представитель администрации США конфиденциально сообщил сотрудникам министерства, что "в Советском Союзе перепутали этот самолет с американским воздушным разведчиком".

Чиновник также проинформировал, что Соединенные Штаты намерены с помощью неких "секретных средств" найти "черный ящик" сбитого лайнера в советских водах у Сахалина. Однако СССР их в этом опередил.

Катастрофа Boeing

Южнокорейский Boeing-747 следовал из Нью-Йорка в Сеул с остановкой в Анкоридже. По непонятной причине он далеко отклонился от курса, вошел в закрытое советское воздушное пространство, пролетел над Камчаткой и Сахалином, у южной части которого был сбит советским перехватчиком. Погибли все 269 человек, находившиеся на борту. СССР утверждал, что самолет выполнял разведывательную миссию.

Проводившие расследование эксперты Международной ассоциации гражданской авиации (ICAO) пришли к выводу, что пилоты лайнера неправильно настроили свой автопилот и по какой-то причине не уточняли маршрут. Многие обстоятельства этого полета до сих пор не выяснены и вызывают острые споры.

Передача "черных ящиков"

В 1992 году президент России Борис Ельцин передал южнокорейской и американской делегациям материалы "черного ящика" сбитого самолета. 

Среди переданных документов - расшифровка радиообменов экипажей Boeing с другими самолетами, находящимися в воздухе, и с наземной службой управления полетами; содержание магнитной записи бортового речевого регистратора Boeing; доклады генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову; справка по анализу зарегистрированной информации на магнитной ленте аварийного самописца; заключение экспертной группы министерства обороны, КГБ и министерства авиационной промышленности СССР; фотографии блоков 1 и 2 с потерпевшего катастрофу самолета, а также карта маршрута его полета.

"Это было не простое, но необходимое решение, - заявил Ельцин. - И нам жаль, что все руководители бывшего Союза десять лет знали об этом, но скрывали от международной общественности. Наше решение носит гуманный характер и продиктовано соображениями человеческой нравственности. Мы пошли на него потому, что считаем своим священным долгом выяснить всю правду об этой самой страшной катастрофе эпохи холодной войны".

В 1993 году, спустя 10 лет после катастрофы, в городе Невельске открыт памятный знак жертвам катастрофы. В церемонии его открытия участвовали приехавшие на Сахалин родственники погибших, официальные представители России, Республики Корея, США, местные жители. 

Впервые российские и иностранные журналисты смогли побывать на месте захоронения обломков лайнера, поднятых со дна Татарского пролива во время поисковой операции. По просьбе родственников погибших могильник был частично вскрыт. 

Заявление японского эксперта

В 1997 году бывший высокопоставленный сотрудник японской военной разведки выпустил книгу "Правда о полете КАЛ 007", в которой рассказывается о том, что сбитый самолет выполнял задание американских спецслужб.

Отставной офицер Иосиро Танака до выхода на пенсию руководил электронным прослушиванием военных объектов СССР со станции слежения в Вакканае на самом севере острова Хоккайдо. Именно этот объект зафиксировал переговоры советских пилотов, преследовавших Boeing в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года.

Свои утверждения Танака основывает на анализе данных о крайне странном маршруте движения лайнера, а также на сведениях о советских радиопереговорах в связи с этим инцидентом. 

В результате собственного исследования Танака пришел к выводу, что американские спецслужбы сознательно направили пассажирский самолет в советское воздушное пространство, чтобы выявить засекреченные и обычно "молчащие" объекты в системе противовоздушной обороны СССР. Как подчеркивает Танака, США в то время прилагали все усилия для сбора информации о советской ПВО на Дальнем Востоке, которая в 1982 году была модернизирована и значительно усилена.

Американские разведывательные самолеты и раньше регулярно нарушали воздушное пространство СССР в районе инцидента с лайнером, однако они могли залетать туда только на очень короткое время. 

Именно поэтому, считает японский эксперт, для проведения операции был выбран пассажирский самолет, который, по мнению спецслужб США, мог безнаказанно много часов лететь над объектами советской ПВО.

Читать на tass.ru
Теги