Выборы в Совет экспертов в Иране: борьба умеренных и консерваторов
За кресла в Совете экспертов будут бороться сторонники двух политических течений - поборники принципов исламской революции и сторонники более умеренных взглядов, но в рамках существующего режима
ТЕГЕРАН, 25 февраля. /Корр. ТАСС Александр Левченко/. В Иране 26 февраля пройдут выборы в один из руководящих органов страны - Совет экспертов, а также в меджлис (парламент).
На этот раз борьба за 88 мест в Совете разыгралась нешуточная. Первоначально заявки подал 801 кандидат. Пройти несколько этапов проверок и экзаменов смогли лишь 166. Основной отсев произвел Наблюдательный совет, еще один руководящий орган ИРИ, в чьи задачи, в частности, входит проверка кандидатов в Совет экспертов и меджлис на соответствие будущей должности. В случае с кандидатами в Совет экспертов их проверяют на глубину знаний шариата, а также уровень их научных трудов по этой теме.
Два течения
За кресла в Совете экспертов, как и в меджлисе, будут бороться сторонники двух политических течений - поборники принципов исламской революции и сторонники более умеренных взглядов, но в рамках существующего режима. И эта борьба будет чрезвычайно острой по двум причинам.
Первая из них касается краткосрочной перспективы. Выборы в Совет и парламент осуществляются путем прямого голосования. В нынешних составах Совета и меджлиса большинство составляют консерваторы. В случае победы умеренных правительство президента Хасана Роухани получит полную поддержку своего внешнеполитического курса и реформ в экономике и социальной сфере. И это будет важным индикатором настроений в обществе.
Но в случае с Советом экспертов расстановка сил в его будущем составе может сыграть роль лишь в долгосрочной перспективе, поскольку на повседневную работу законодательной и исполнительной ветвей власти он большого влияния не оказывает. Два раза в год совет переизбирает своего председателя и раз в полгода собирается для обсуждения наиболее важных для страны вопросов. Этим его административная активность и ограничивается. Главная же функция Совета экспертов состоит в выборе пожизненного руководителя и духовного лидера ИРИ из своего состава.
Во-вторых, дело в том, что Совет экспертов выбирается на 8 лет. А нынешнему иранскому лидеру аятолле Али Хаменеи, хоть и весьма еще работоспособному, уже исполнилось 76 лет. И каждый из наиболее влиятельных религиозных деятелей-членов Совета будущего созыва потенциально может стать будущим лидером нации. Поэтому от того, какое крыло получит преимущество в голосах, зависит и то, представитель чьих взглядов сменит аятоллу Хаменеи.
Кандидаты
Документы на регистрацию в качестве кандидатов в Совет подали такие влиятельные представители крыла умеренных, как 81-летний глава Совета по целесообразности принимаемых решений, бывший президент (1989-1997 гг.) Ирана аятолла Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, президент Ирана ходжатольэслам Хасан Роухани и внук лидера исламской революции и основателя ИРИ имама Хомейни - ходжатольэслам Хасан Хомейни. Как отмечало в этой связи независимое аналитическое издание "Аль-Монитор", Хасан Роухани, Хашеми-Рафсанджани и Хасан Хомейни в случае избрания в Совет составят противовес "последователям жесткой линии" - аятоллам Мохаммаду Язди, Мохаммаду Таки Месбаху-Язди и Ахмаду Джаннати.
43-летний Хасан Хомейни получил одобрение на участие в выборах от аятоллы Али Хаменеи. Внук имама Хомейни объявил себя "независимым кандидатом" и призвал не расценивать его участие в выборах "как проявление политических разногласий" в стране. "Хочу заверить, что мое присутствие на выборах будет способствовать сплочению рядов сторонников укрепления стабильности в стране", - отметил он.
По словам "Аль-Монитор", "кандидатура Хомейни была тепло встречена умеренными и реформаторами и даже некоторыми консерваторами, но на него обрушился град критики со стороны последователей жесткой линии".
Наиболее радикально настроенные богословы указали, что участие Хомейни в выборах ведет к расколу в ИРИ и является вызовом для аятоллы Хаменеи. Руководитель ультраконсервативного Фронта верности исламским ценностям аятолла Месбах Язди и вовсе заявил: "Враги пытаются провести референдум, чтобы сместить верховного лидера".
Не отстают от богословов-консерваторов и близкие им СМИ. Так, Хосейн Шариатмадари, главный редактор газеты "Кейхан", опубликовал редакционную статью под заголовком "Такие, как шейх Нимр ан-Нимр и шейх Ибрагим Закзаки, - настоящие внуки имама Хомейни". Первый был казнен в Саудовской Аравии 2 января, второй арестован в Нигерии в декабре 2015 года. В публикации Шариатмадари утверждал, что "имя и положение Хасана Хомейни используются, чтобы скрыть планы группы смутьянов, связанных с иностранными правительствами".
В итоге, несмотря на то, что Хомейни преподает в Куме исламскую юриспруденцию на самом высоком уровне, ультраконсервативный Наблюдательный совет не без давления извне дисквалифицировал теолога, не допустив его к выборам.
Отстранение внука основателя государства и весьма почитаемого богослова вызвало довольно резкую реакцию Хашеми-Рафсанджани. Выступая на церемонии, посвященной возвращению имама Хомейни в Иран 1 февраля 1979 года после многолетнего изгнания, он раскритиковал тех, кто руководит аттестацией кандидатов, и заявил, что дисквалификация Хасана Хомейни "стала плохим подарком" семье основателя ИРИ в преддверии выборов.
Фактически обвинив ультраконсерваторов в создании препятствий для выдвижения умеренных кандидатов, Хашеми-Рафсанджани подчеркнул: "Сегодня налицо предпосылки для единства. Но небольшое меньшинство вновь препятствует большинству. Это меньшинство поддерживают мощные организации, но его не поддерживают большинство граждан. Сегодня в Иране складывается ситуация, когда народ может прийти на избирательные участки и сменить руководителей, позиция которых может лишь подтолкнуть Иран к гражданской войне".
Борьба за лидерство двух политических течений среди аятолл наиболее остро проявилась после смерти в 2014 году председателя Совета экспертов аятоллы Мохаммада Резы Макдави-Кяни. За освободившееся кресло развернулась "баталия" между Хашеми-Рафсанджани и Мохаммадом Язди. Вопреки прогнозам большинства аналитиков победил Язди.
Уже на этапе квалификационных проверок в прессу был сделан вброс компромата на Хашеми-Рафсанджани о якобы невозвращенных государственных кредитах.
Не оставляют консерваторы без внимания и кандидатуру президента Хасана Роухани. Он прошел квалификационную проверку и был допущен к выборам в Совет экспертов, где ранее уже дважды представлял Семнан и Тегеран. Но сторонники жесткой линии не перестают критиковать его за отсутствие очевидных успехов в экономике, высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи.
Считается, что Роухани является учеником аятоллы Хашеми-Рафсанджани со времен исламской революции. Он был правой рукой Рафсанджани на различных должностях в течение многих лет, особенно в период ирано-иракской войны 1980-1988 гг.
Избрание Роухани в Совет экспертов, уже в должности президента, может в целом серьезно усилить позиции умеренных.