19 МАЯ, 19:03

Давутоглу vs Эрдоган: почему поссорились бывшие соратники

Премьер-министр Турции и глава правящей партии Ахмет Давутоглу покидает свои посты. До сих пор он был ближайшим сподвижником президента страны

Правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) 22 мая проведет внеочередной съезд, на котором будет решаться вопрос переизбрания руководства. Премьер-министр Турции и глава ПСР Ахмет Давутоглу не стал выдвигать свою кандидатуру на внеочередных выборах председателя партии.

19 мая ПСР выдвинула на пост своего следующего председателя Бинали Йылдырыма - министра транспорта, мореходства и коммуникаций. Соответствующее решение было принято по итогам заседания центрального исполкома партии. 22 мая на экстренном съезде делегаты ПСР проголосуют по его кандидатуре. Глава правящей партии традиционно является в Турции премьер-министром. Таким образом, как ожидается, этот пост займет Йылдырым. 

Примечательно, что в прощальной речи, объявляя своем уходе, Давутоглу ни слова не сказал о недочетах работы правительства. А этого можно было бы ожидать от премьера, который добровольно покидает свой пост. Но Давутоглу говорил только об успехах своего кабинета, о том, что его партия выполнила все предвыборные обещания и не сделала никаких серьезных ошибок.    

Что, по мнению экспертов, стоит за уходом Давутоглу, в чем суть его разногласий с президентом Турции Тайипом Эрдоганом и какие последствия будет иметь его отставка – в материале ТАСС

Как Давутоглу пришел в большую политику?

  • Давутоглу был выведен на политическую арену именно Эрдоганом. Он долгое время был в тени, занимался академической карьерой и не рвался во власть, но очень тесно работал с Эрдоганом, который советовался с ним по многим вопросам. В 2002-2009 гг. Давутоглу был главным советником по внешнеполитическим вопросам премьер-министров Абдуллаха Гюля (ноябрь 2002 - март 2003 гг.) и Реджепа Тайипа Эрдогана (2003-2014), а также послом по особым поручениям.
  • В 2009 году Эрдоган назначил Давутоглу (хотя он и не являлся тогда членом парламента) на пост главы МИД. Здесь для Давутоглу открылись возможности применить свои теоретические знания на практике. 
  • Именно Давутоглу считается архитектором современной внешней политики Турции. До него долгое время турецкая дипломатия не была настолько активной. Давутоглу сделал так, что Анкара стала высказываться по всем региональным и мировым вопросам, которые ее так или иначе касались. И высказывалась она громко и резко. Благодаря Давутоглу Турцию стали слышать и слушать на мировой арене.  

Почему между Давутоглу и Эрдоганом возникли противоречия?

  • Давутоглу пришел на смену Эрдогану в ПСР в августе 2014 года, после того, как последний переместился из премьерского кресла в президентское. Новый президент рассчитывал, что его преемник не будет сильно выделяться и станет следовать линии партии и президентским приоритетам.
  • Поначалу Давутоглу производил впечатление "серой мыши" или же тихого "книжного червя". Но за первые месяцы его премьерства выяснилось, что Давутоглу очень хороший оратор со своей манерой общения с населением с позиции доброго учителя. Ораторские навыки очень важны в турецкой политике. Давутоглу снискал реальную любовь и уважение народа и он не вызывал такого отторжения, как Эрдоган, у оппозиционно настроенной общественности.
  • В выступлениях Давутоглу отчетливо ощущалось, что он независимый глава исполнительной власти, а не просто ретранслятор позиции президента. Это сделало его сильным конкурентом для Эрдогана.
  • Во внешней политике Давутоглу инициировал свои визиты в США, где, как считается, мог обсуждать будущее Турции. Он также активно ездил по Европе, договариваясь с ЕС от своего имени и на благо Турции.

Какие трения существуют между Давутоглу и Эрдоганом? 

  • Эрдогану нужно поменять конституцию и строй, чтобы получить более широкие полномочия. В отличие от Эрдогана Давутоглу не так рьяно защищает и продвигает идею о смене формы правления в Турции с парламентской на президентскую. Одно время он постоянно упоминал эту тему в своих выступлениях, но последние месяцы высказывался по теме президентского строя достаточно сдержанно, пытаясь больше переводить дискуссию или свой монолог к теме новой демократической конституции, основной особенностью которой будут более широкие гражданские права, а не президентская система. 
  • Эрдоган начал проводить заседания кабмина под своим председательством. Первое такое заседание состоялось в январе 2015 года. По конституции у президента есть право председательствовать на заседаниях кабмина, но прежде никто из президентов им не пользовался за исключением критических ситуаций. Однако в январе 2015 года обстановка в стране не была настолько экстраординарной. Таким образом Эрдоган дал понять Давутоглу, что не намерен мириться со своими символическими конституционными полномочиями, а будет настойчиво продолжать играть активную роль в политике и исполнительной власти.
  • Эрдоган создал в рамках своей администрации ряд управлений, которые по сути дублировали полномочия ряда министерств и стали своего рода надзорным органом над правительством.       
  • Избирательные списки ПСР на провальных для партии выборах 7 июня 2015 года формировались с оглядкой на Эрдогана, несмотря на то, что Давутоглу обладает для этого полными и конечными полномочиями как глава партии.
  • После проигрыша на выборах Давутоглу был уполномочен Эрдоганом сформировать коалиционное правительство. Было проведено несколько раундов переговоров между партиями, и надежда на коалицию определенно была. Давутоглу в целом позитивно смотрел на эту перспективу в отличие от Эрдогана, который хотел повторных выборов. Получилось так, как хотел президент.
  • После досрочных выборов 1 ноября 2015 года Давутоглу снова получил полномочия сформировать правительство. Но, как говорят, Эрдоган настоял на включении в кабмин Бинали Йылдырыма (Минтранс) и своего зятя Берата Албайрака (Минэнерго). Давутоглу пришлось согласиться.
  • Партия укрепила позиции на выборах 1 ноября (благодаря исключительно Давутоглу). Возможно, в повестке дня нового правительства будут новые досрочные выборы. Но если это и произойдет, то такая необходимость, как считается, будет продиктована Эрдоганом, которому нужна сильная ПСР в парламенте для изменения конституции.

В чем разница подходов Давутоглу и Эрдогана к решению проблем?

  • После резкого роста экстремистской активности в Турции в июле 2015 года правительство возобновило активную вооруженную борьбу с Рабочей партией Курдистана (РПК). В ответ произошла серия кровавых терактов, устроенных и курдскими организациями, и "Исламским государством" (террористическая группировка, запрещена в РФ). Все это расшатало сферу безопасности в стране. Чтобы прекратить рост насилия, правительство пытается найти какие-то решения. Давутоглу заявил, что если "РПК вернется к договоренностям мая 2013 года, выведет все свои вооруженные формирования из Турции, то все вопросы можно будет обсудить". Эрдоган на это ответил: "Нам нечего обсуждать по этой проблеме. Время ушло, и мы не остановимся. Для переговоров нет темы".
  • Между Давутоглу и Эрдоганом есть также разногласия по ряду судебных процессов – над журналистами, представителями академических кругов. Давутоглу демонстрировал более мягкую позицию особенно в отношении скандала с задержанием и арестом сотен ученых, выступивших на прекращение насилия на юго-востоке страны. 
  • Местные аналитики также отмечают, что Давутоглу, несмотря на импонирующую ему идею о политическом панисламизме, более проамерикански и проевропейски настроен, нежели Эрдоган, делающий основные политические ставки на регион и мусульманские страны. В США недовольны Эрдоганом за его порой переходящую грань критику. Давутоглу на Западе, возможно, считают более удобным и дипломатичным партнером.

Почему Давутоглу не смог активно противостоять Эрдогану?

  • Для равного противостояния Эрдогану Давутоглу не успел сформировать достаточно сильную команду и собрать вокруг себя линию защиты. В том числе и потому, что Эрдоган, уходя в президенты, забрал с собой многих крупных политических функционеров. 

Как в Турции оценивают деятельность Давутоглу на постах главы МИД и премьера?

  • В 2010 году произошел захват израильским спецназом парома Mavi Marmara. Давутоглу выступил с жесткой позицией, снизив до минимума отношения с Израилем. Только в течение последнего года эти отношения начали нормализовываться, но с учетом интересов Анкары, в чем заслуга Давутоглу.
  • Давутоглу пытался делать шаги навстречу Армении. Были даже попытки урегулировать вопрос с дипломатическими контактами на более-менее регулярной основе, но они провалились. Последнее слово в этом вопросе сказала Армения, так что провал нельзя записать на счет Давутоглу. Сейчас ситуация еще более усугубилась из-за карабахского конфликта, в котором Турция полностью поддерживает Азербайджан.
  • При Давутоглу на посту главы МИД активизировался процесс евроинтеграции.
  • Были сделаны шаги навстречу решению кипрской проблемы. Однако они также провалились из-за принципиальности сторон и позиции Южного Кипра, как считают в Анкаре.
  • Благодаря внешней политике Давутоглу в начале "арабской весны" Турция начала заявлять о себе как о лидере региона. И это ей удавалось вполне успешно. В отсутствие активного западного вмешательства в дела Египта, Ливии, Туниса и т.д. Анкара вполне могла бы стать объединяющим началом для нестабильной части арабского региона. Но конъюнктура оказалась иной. В том числе и на сирийском направлении, где Турция на сегодняшний день потеряла почти все рычаги влияния. Турция заняла жесткую позицию в отношении Сирии с 2011 года. Поначалу Анкара пыталась "вразумить" Башара Асада, но в итоге переговоры не принесли результатов. Турция стала резко выступать на международной арене по сирийской теме, и поначалу к ее инициативам прислушивались, и были варианты реализации именно турецкого сценария урегулирования. Однако из-за внешнего вмешательства США и коалиции Турция оказалась "задвинута".  
  • Самая большая победа правительства Давутоглу с тех пор, как в 2014 году он стал премьером, – это резкое и результативное продвижение переговоров с ЕС, а также принятая ЕС инициатива Турции по мигрантам. Безусловная заслуга Давутоглу – это выход на этап отмены виз с ЕС, даже несмотря на то, что на данный момент процесс затормозился. Давутоглу "выбил" шесть млрд евро из ЕС, а также заставил увидеть мир то, что Турция выработала действенный и эффективный план по урегулированию этой проблемы. У этого соглашения много "но", однако пока что это единственное озвученное и внедренное решение.
  • После ухудшения отношений с Россией в Турции, которое произошло после того, как над Сирией был сбит российский бомбардировщик, часть общественности и оппозиция начали критиковать правительство. Появились расчеты финансовых потерь, многомиллионные убытки несут сельхозпроизводители. Почти полностью упал туристический поток из РФ из-за кризиса в отношениях, и на 30-50% из других стран из-за терактов. Однако этот аспект все же не так сильно повлиял на политическую судьбу Давутоглу. Более того, сейчас в Турции уже практически не говорят об отношениях с РФ, свыкшись с последствиями, но надеются на их восстановление. 
  • Ситуация с Су-24, как представляется, не повлияла на уход Давутоглу с премьерского поста. В то же время, никто не знает, чьей инициативой был удар по самолету. Давутоглу первый публично заявил, что лично отдал приказ выпустить ракеты. Считается, что Эрдоган узнал о случившемся уже после того, как все произошло. Но опять же, однозначно на это ответить никто (кроме самих действующих лиц) не может.

Почему Давутоглу не смог активно противостоять Эрдогану?

  • Для равного противостояния Эрдогану Давутоглу не успел сформировать достаточно сильную команду и собрать вокруг себя линию защиты. В том числе и потому, что Эрдоган, уходя в президенты, забрал с собой многих крупных политических функционеров. 

Как будет развиваться турецкая политика после смены премьера?

  • Внешняя и внутренняя политика Турции в целом останется верной уже взятому курсу. У правительства есть утвержденная еще Эрдоганом-премьером "Программа 2023" по развитию страны.
  • Ожидается, что новое правительство постарается каким-то образом сделать кризис в отношениях с РФ управляемым. Каким образом это может быть сделано - пока тоже вопрос без ответа. Нормализация упирается в извинения со стороны Эрдогана, на что он не пойдет. Возможно, ситуацию удастся как-то смягчить правительству. Но сейчас обе стороны обмениваются одинаковыми заявлениями о том, что ждут встречных позитивных шагов.
  • Продолжится работа по линии ЕС и отмены виз. Ожидаются определенные успехи, если ЕС захочет.
  • В экономической сфере могут быть существенные подвижки. Не исключено, что новое правительство может остановить ряд крупных и затратных реформ, в том числе на соответствие нормам ЕС, и сосредоточиться на внутренних экономических вопросах. Таким образом, начатые Давутоглу реформы остановятся. Но единого мнения по этому вопросу пока нет. 
  • Однако эксперты отмечают, что новое правительство, чтобы обосновать необходимость своего назначения, будет вынуждено предпринять новые шаги в сирийском вопросе. Что это будет, не ясно. Может быть, дискуссия о вводе войск в Сирию, какое-то более активное участие в действиях коалиции, шаги к созданию зон безопасности.

 

Над материалом работали Кирилл Жаров (Анкара), Мария Сметанникова

Читать на tass.ru
Теги