Эксперты: Терезе Мэй предстоит титанический труд
Особенно тяжелой задачей будут переговоры об условиях выхода Великобритании, отстаивание интересов страны, которая хочет и вне ЕС сохранить свою лидирующую роль в качестве финансового центра Европы
МОСКВА, 12 июля. /ТАСС/. Лидеру правящей Консервативной партии Великобритании Терезе Мэй, которая сменит Дэвида Кэмерона на посту премьер-министра, предстоит титанический труд по объединению как собственной партии, так и всей страны, в которой после референдума, большинство участников которого поддержало выход Соединенного Королевства из Евросоюза, резко усилились центробежные тенденции .
Но особенно тяжелой задачей, считают опрошенные ТАСС эксперты, в ближайшее время будут переговоры об условиях этого выхода, отстаивание интересов страны, которая хочет и вне ЕС сохранить свою лидирующую роль в качестве финансового центра Европы. Именно поэтому, подчеркивают аналитики, от Терезы Мэй ждут, чтобы она выступила в роли новой "железной леди".
По стопам Тэтчер
Тереза Мэй, занимавшая до сих пор пост министра внутренних дел Великобритании и только что избранная на пост лидера правящей Консервативной партии, сменит Дэвида Кэмерона на посту британского премьера в предстоящую среду.
Возвышение Мэй стало следствием решения Кэмерона уйти в отставку с поста главы правительства после того, как 51,9% участников референдума 23 июня высказались за выход страны из состава ЕС.
Сам Кэмерон выступал против этого.
Мэй станет второй в британской истории женщиной, возглавившей Консервативную партию и правительство. До нее это удавалось лишь Маргарет Тэтчер, занимавшей пост премьер- министра с 1979 по 1990 год и прозванная за свой жесткий характер, несгибаемость и целеустремленность "железной леди".
Объединить партию и страну
"Перед Терезой Мэй стоят две основные задачи, - сказала ТАСС руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина. - Одна - внутренняя: объединить Консервативную партию и, по возможности, страну, потому что референдум показал явный раскол Великобритании и по регионам, и по уровню образования, раскол элиты и основной массы населения".
По словам эксперты, эта внутренняя задача состоит из двух взаимосвязанных частей: "Есть локальная задача: объединить партию консерваторов, которая тоже расколота. И одновременно необходимо предложить всей стране какую-то новую общую повестку дня с целью объединения, минимизации всех негативных последствий, которые принес референдум".
Уйти с минимальными потерями
Что касается внешних задач, то они тоже ясны, считает Бабынина: "Поскольку Мэй однозначно объявила, что "Brexit есть Brexit, и, значит, будем выходить", то, естественно, ее основная задача сейчас - провести переговоры с ЕС. И в этом смысле она удачный премьер-министр, потому что она достаточно жесткий, опытный переговорщик. Работая шесть лет министром внутренних дел, она часто общалась на уровне Совета министров ЕС, это не новая для нее среда, она знает, с кем она будет разговаривать и как".
Кроме того, обратила внимание Бабынина, Тереза Мэй - не еврооптимист, и в партии тори она занимала умеренную позицию: "Она поддержала Кэмерона и выступала против Brexit во время агитационной кампании. Но до этого, когда она руководила Министерством внутренних дел, Великобритания вышла, например, в конце 2014 года из очень многих европейских проектов сотрудничества в области юстиции и внутренних дел".
"Если посмотреть на ее высказывания 2013-2014 годов, то становится ясно, что она не еврооптимист, а достаточно умеренный евроскептик. Поэтому, поддержав Кэмерона в ходе агитационной кампании, она выступала против Brexit с точки зрения разума. Я думаю, что она будет достаточно сбалансированным и грамотным переговорщиком при выработке нового соглашения".
"Избрание Мэй - это своеобразный компромисс между сторонниками и противниками выхода из ЕС, - подчеркнул первый заместитель декана Высшей школы экономики Игорь Ковалев.- Главное, чем ей придется заниматься, - добиваться максимально приемлемых для Великобритании, престижных условий выхода из ЕС, ведь она сама заявила, что повторного референдума о членстве в ЕС не будет. Безусловно, это очень сложная задача".
С экономической точки зрения, подчеркнул эксперт, британцы хотели бы сохранить свою лидирующую роль в качестве финансового центра Европы и не потерять с точки зрения торговли в широком смысле слова.
Леди, но железная ли?
Эксперты по-разному оценивают возможности Терезы Мэй стать новой "железной леди".
"У нее действительно достаточно жесткий характер, она известный политик, поэтому у нее хватит сил проводить взвешенную политику, - считает Бабынина. - Все ждут новую "железную леди", потому что слишком сложные проблемы стоят перед ней. И надо сказать, что Мэй действительно пользуется уважением и среди членов парламента, и в партии консерваторов в целом. Ведь они могли затянуть ее избрание, выдвинуть технического соперника, но не стали этого делать".
"Ее сравнивают с Маргарет Тэтчер, потому что она будет второй женщиной на посту премьер-министра Великобритании, - отметил Ковалев. - Но насколько она столь же жесткая, авторитарная и нетипичная для британского истеблишмента - это вопрос достаточно спорный. Безусловно, Мэй имеет репутацию реформатора в Консервативной партии, она активно поддерживала те реформы, которые проводились последние десять лет в партии, чтобы приблизить ее к современным реалиям. Но, с другой стороны, складывается впечатление, что это политик в большей степени традиционный, нежели радикально отличающийся от того, что было ранее, и действительно способный изменить партию до неузнаваемости".
С Россией без перемен
Что касается отношений Великобритании с Россией, не отличающихся большой теплотой, эксперты не берутся предсказывать, каково будет их развитие. Впрочем, полагают они, вряд ли что-то существенно изменится.
"Все-таки она была министром внутренних дел, а не иностранных, - напомнил Ковалев. - Но при этом она полностью поддерживала и Кэмерона, и правящую партию во всех внешнеполитических действиях в отношении России - и в том, что касается санкций, и в отношении украинского кризиса. Поэтому ожидать серьезного поворота в отношениях с РФ я бы не стал".