Переходный период в США: от Обамы к Трампу
Как уходящие президенты передают дела избранным - в материале ТАСС
8 ноября 2016 г. 45-м президентом США был избран Дональд Трамп. Он вступит в должность 20 января следующего года. В этот день 44-й президент Барак Обама официально передаст ему полномочия главы государства.
Временной промежуток между днем выборов и днем инаугурации президента называют периодом перехода исполнительной власти. В это время происходит постепенная передача дел от одной администрации к другой, будущий президент объявляет о приоритетах своей политики и проводит назначения на ключевые посты новой администрации. При этом полномочия действующего главы государства остаются в силе.
Как возникла эта традиция и что происходит в этот период - в материале ТАСС.
История
Традиция заранее готовить переход власти возникла сразу после образования США. Первоначально переходный период продолжался 16 недель. В 1933 г. была принята 20-я поправка к конституции США (1787), согласно которой день инаугурации был перенесен с 4 марта на 20 января и переходный период был соответственно сокращен до 11 недель.
Современная традиция передачи президентских полномочий сложились в середине ХХ в. У ее истоков стоял Гарри Трумэн, избранный в 1944 г. вице-президентом, а в 1945 г. занявший президентский пост после смерти Франклина Рузвельта. Перед тем как покинуть президентский пост в 1953 г., он обязал все федеральные агентства заблаговременно готовится к передаче власти и пригласил в Белый Дом избранного президента Дуайта Эйзенхауэра, чтобы ввести его в курс дел.
Следующие президенты вносили в процесс передачи власти дополнения и изменения. Например, сразу после избрания Джона Кеннеди в 1960 г. впервые были созданы специализированные рабочие группы, перед которыми была поставлена задача проанализировать проблемы США как в сфере внутренней, так и внешней политики. Кроме того, Кеннеди инициировал принятие закона о госфинансировании процесса перехода исполнительной власти (принят в 1963 г.).
Правила перехода власти в настоящее время
В феврале 2016 г. палата представителей Конгресса США приняла закон, по которому уходящий президент обязан утвердить состав т.н. переходного совета до июля в год выборов. Такой же переходный орган формируют и предвыборные штабы кандидатов в президенты.
Как правило, во главе переходной команды встает один из руководителей избирательной кампании победившего кандидата. В рамках команды создаются группы, ведающие кадровыми и юридическими вопросами, "переходные группы" для всех федеральных учреждений, включая министерства.
После победы на выборах переходная команда избранного президента приступает к подбору кандидатур для работы новой администрации. На почти 9 тыс. должностей в федеральном правительстве назначаются новые чиновники. Это не только министры, советники, сотрудники аппарата Белого дома, но и чиновники ранга заместителей министров, а также руководители федеральных агентств и ведомств. Около 500 из этих должностных лиц подлежат утверждению в сенате. Но еще до назначения каждый должен пройти проверку ФБР, чтобы получить доступ к секретной информации. Переходная команда нового президента контактирует с действующей администрацией на предмет ознакомления кандидатов с положением дел.
Назначение ключевых министров - глав госдепартамента, министерств обороны, юстиции и финансов - занимает 40-50 дней. Бараку Обаме после избрания в 2008 г. для этого потребовалось меньше месяца, намного раньше обычного он назвал и остальных членов своей администрации. В случае переизбрания на второй срок президенту также приходится производить многочисленные назначения и перестановки в своей администрации.
В переходный период избранный президент знакомится с аналитическими материалами, подготовленными Советом национальной безопасности (консультативный орган при президенте для решения наиболее важных вопросов национальной безопасности и внешней политики), кроме того, ему предстоит изучить несколько сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций.
Члены команды уходящего президента подают в отставку в день инаугурации нового президента.
Расходы
До 1963 г. расходы на переходный период покрывались за счет партии, к которой принадлежал новый президент. Так, в 1952 г. переходная администрация президента Эйзенхауэра обошлась Республиканской партии в $200 тыс., а переходная администрация Джона Кеннеди в 1960 г. стоила Демократической партии $360 тыс.
В 1963 г. был принят закон (Presidential Transition Act of 1963), предусматривавший бюджетное финансирование переходного процесса. Приход администрации Билла Клинтона в 1992 г. и Джорджа Буша-мл. в 2000 г. обошлись казне примерно по $7 млн, Барака Обамы в 2008 г. - $8,5 млн.
Команда избранного президента получает в свое распоряжение специально выделенные офисы в Белом доме, оргтехнику, транспорт и связь. Кроме того, государство оплачивает труд "переходной команды", привлеченных консультантов и расходы на деловые поездки.
Решения уходящих президентов
Считается, особенно если к власти приходит президент, не принадлежащий к партии, которую представлял его предшественник, что в течение переходного периода США находятся во "властном вакууме". Кроме того, в это время Конгресс неохотно взаимодействует с уходящим президентом, которого на политическом жаргоне принято называть в этот период "хромой уткой". Несмотря на это, уходящий президент до последнего дня имеет всю полноту власти и проводит в жизнь свои решения.
Так, президент Джон Адамс за пару недель до истечения своих полномочий в 1801 г. назначил полсотни своих сторонников на должности федеральных и мировых судей (пожизненные должности). Именно тогда появился термин "полночные назначения" или "полночные решения", то есть решения, принятые президентом буквально накануне своей отставки. Судей, в свою очередь, стали называть "полночными судьями".
Президент Гровер Кливленд в период передачи дел в 1897 г. добился создания национального парка-заповедника на территории в 21 млн акров, запретив там вырубку леса. Для отмены этого решения новому президенту Уильяму Маккинли пришлось созывать Конгресс.
Президент Джимми Картер 19 января 1981 г., за день до ухода с должности, подписал ряд соглашений с Ираном. Эти документы (Алжирские соглашения) были направлены на разрешение кризиса с американскими заложниками, захваченными в ноябре 1979 г. в посольстве США в Тегеране вооруженными студентами. В соответствии с этими договоренностями, в обмен на освобождение заложников США взяли на себя ряд обязательств, в том числе не вмешиваться во внутренние дела Ирана, разморозить иранские счета и снять наложенные на Иран санкции. Пришедшая к власти администрация Рональда Рейгана назвали эти соглашения типичными "полночными" документами, надолго связавшими руки американскому правительству.
Билл Клинтон 20 января 2001 г. за несколько часов до инаугурации Джорджа Буша-мл. издал указ о помиловании 140 осужденных. Среди них был его брат Роджер, осужденный в 1985 г. по делу о хранении кокаина, наследница газетной империи Пэтти Херст, отбывавшая наказание за участие в ограблении банка, и Марк Рич - бизнесмен, обвиняемый в финансовых махинациях и уклонении от налогов, который скрывался тогда от правосудия в Швейцарии. Помилование Рича впоследствии стало предметом парламентского расследования. А одним из первых решений вступившего в должность президента Джорджа Буша-мл. было беспрецедентное распоряжение о временной приостановке выполнения последних решений Клинтона (отменить удалось лишь незначительное число указов).
Материал подготовлен на основе данных, предоставленных ТАСС-Досье