Макмастер на все руки: как новый помощник по нацбезопасности повлияет на Белый дом
Президент Дональд Трамп назначил генерал-лейтенанта Герберта Рэймонда Макмастера новым советником по национальной безопасности. ТАСС объясняет, как это отразится на внешней политике США
Герой войны в Ираке, бескомпромиссный и жесткий военный, а также самый неординарный назначенец Дональда Трампа — так в общих чертах характеризуют нового советника по национальной безопасности США, 54-летнего генерал-лейтенанта Герберта Рэймонда Макмастера. Если предыдущие кадровые решения президента США журналисты и общественность принимали в штыки, то на сей раз новое назначение оценили исключительно в положительном ключе. ТАСС объясняет, кто такой генерал Макмастер и как он способен повлиять на дальнейшую политику США.
Тот, кто в танке
Герберт Рэймонд Макмастер родился в штате Филадельфия в 1962 году. Его мать была школьным учителем, отец — пехотинцем, прошедшим войну в Корее и во Вьетнаме. Это оказало большое влияние на молодого Макмастера: с ранних лет он был очарован военной службой и связывал свое будущее с карьерой в армии. Старшие классы он оканчивал в военной академии Вэлли-Фордж, а затем поступил в знаменитый Вест-Пойнт — старейшую из пяти военных академий в США. Впрочем, Макмастера занимало не только военное дело, но и наука. Ученую степень магистра и доктора философии (Ph. D.) он получил в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, защитив диплом об участии США во Вьетнамской войне. Впоследствии эта работа станет частью его книги "Неисполнение обязанностей", вышедшей в 1997 году.
Поступив непосредственно на военную службу, Макмастер попал на техасскую военную базу Форт-Худ, а оттуда был переведен в Германию. В дальнейшем он принимал участие в войне в Персидском заливе (1990–1991 годы), войне в Ираке (2003–2011 годы) и операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане (2001–2014 годы). За одну из операций в войне в Персидском заливе Макмастер был награжден Серебряной звездой: отряд 2-го кавалерийского полка армии США под его командованием уничтожил более 80 танков и прочей техники иракской республиканской гвардии. В том бою у Макмастера оставалось всего девять танков, при том что его собственная машина застряла в овраге.
С начала 2000-х за ним закрепилась слава одного из лучших военных тактиков и стратегов в США. До назначения в Белый дом Макмастер возглавлял центр по интеграции сил и средств сухопутных войск США. Одновременно он занимал пост заместителя главы командования Армии США, отвечающего за подготовку личного состава и выработку доктрин его боевого применения. Генерал-лейтенант также выступал в качестве эксперта в лондонском Международном институте стратегических исследований. В 2014 году журнал Time назвал Макмастера одним из ста самых влиятельных людей в мире.
Fox News указывает, что он также известен как специалист по противоповстанческим операциям. По данным телеканала, на своей предыдущей должности Макмастер занимался оценкой американского военного потенциала в свете возможных угроз в будущем. Выступая в Конгрессе США в апреле прошлого года, он заявил, что проведенные в последние несколько лет сокращения военного бюджета сделали США уязвимыми для угроз. "Существует опасность того, что наши вооруженные силы в будущем окажутся слишком малочисленными для того, чтобы обеспечить безопасность страны", — отметил он тогда.
Бунтарь не без причины
Назначение Макмастера вызвало удивление со стороны некоторых американских политологов. Дело в том, что за генерал-лейтенантом закрепилась репутация "бунтаря" в Пентагоне, человека, не имеющего авторитетов и отвергающего любое мнение, которое считает ошибочным. Например, в "Неисполнении обязанностей" Макмастер критиковал командование ВС США за то, что во время войны во Вьетнаме оно не смогло "дать отпор" президенту Линдону Джонсону и тогдашнему министру обороны Роберту Макнамаре. По мнению генерала, в то время Белым домом двигали лишь политические амбиции, которые в итоге и привели к поражению американцев. Таким образом, война была проиграна в Вашингтоне, а не на поле боя, писал Макмастер.
Известно, что Трамп довольно болезненно относится к критике, а в свою команду, как правило, берет людей, "заточенных" под себя. В этом плане Макмастер — исключительный пример, но в то же время и идеальный кандидат на место советника по национальной безопасности. Эксперты объясняют это тем, что ему не присуща идеологическая ангажированность — в отличие от его предшественника, отставного генерала Майкла Флинна, а также таких советников Трампа, как Стив Бэннон. Как отмечает The Washington Post, с новым назначением в Белом доме может сформироваться целый фронт из таких неангажированных людей — это в первую очередь госсекретарь Рекс Тиллерсон, старый товарищ Макмастера, министр обороны США Джеймс Мэттис, директор Национальной разведки Дэн Коутс и другие представители силового блока.
Основной минус Макмастера — ему ни разу не приходилось работать в Вашингтоне. Генерал-лейтенант практически не имеет опыта участия в межведомственных совещаниях, не говоря уже о том, чтобы их возглавлять. Впрочем, то же самое можно сказать и о многих других назначенцах Трампа, например, о заместителе советника по национальной безопасности Кэтлин Макфарленд, бывшей журналистке Fox News, которой, судя по всему, предстоит покинуть свой пост. Еще одна проблема, связанная с Макмастером, — это то, что его мнение по ряду ключевых вопросов международной повестки остается неизвестным. Например, генерал-лейтенант ни разу не высказывался по поводу отношений США с Китаем или Израилем. Зато он неоднократно комментировал поведение России на международной арене, в частности, ее участие в событиях на Украине.
Плохие новости для России
Издание Politico причисляло Макмастера к крылу "алармистов", раздувающих в Пентагоне опасения о "российской угрозе". В апреле 2016 года он на слушаниях в Сенате США предупреждал, что Россия все больше опережает США по своим боевым возможностям. В разгар украинского кризиса Макмастер говорил, что США следует применить в отношении России принцип "сдерживания на передовых рубежах" (forward deterrence), предусматривающий использование американских сухопутных войск. Тогда он вслед за другими военачальниками США и НАТО обвинил Россию в ведении "гибридной войны".
"Нам критически важно понять, что война является соперничеством, которое разыгрывается далеко не только на физическом поле боя. Она разыгрывается также в том, как ее воспринимает (общественность). Кроме того, она охватывает политическую подрывную деятельность, чем РФ занимается особенно эффективно под предлогом защиты русскоязычных меньшинств", — утверждал военачальник. С его точки зрения, Россия на Украине использует "силы специального назначения под прикрытием в комбинации с обычными вооруженными силами".
При этом никаких доказательств, подкрепляющих такие выводы, Макмастер не привел. Тем не менее он повторил, что, на его взгляд, применительно к России нужно использовать "сдерживание на границе", чтобы иметь возможность "повысить цену (для Москвы. — прим. ТАСС) за ее первоначальное действие". Военачальник уточнил, что под таким первоначальным действием он имеет в виду военные операции "ограниченного масштаба с ограниченными целями и задачами". Вместе с тем он признал, что за последние годы Россия добилась "качественного вида улучшения" своих вооруженных сил.
Бывший советник по национальной безопасности США Майкл Флинн, как известно, лишился своего поста из-за того, что без ведома властей обсуждал с российским послом Сергеем Кисляком снятие санкций с России, а затем соврал ФБР о том, что этих переговоров не было. Дональд Трамп неоднократно говорил, что хотел бы добиться более теплых отношений с Россией, но от вопросов об отмене санкций уходил. Как эта линия президента будет сочетаться с жесткими взглядами Макмастера, предстоит узнать в самое ближайшее время.
Артур Громов