21 МАР, 04:55

Конгресс США провел первые слушания по РФ и выборам, оценки не изменились

Слушания продолжались почти пять с половиной часов. Свидетелями на них выступали директор ФБР Джеймс Коми и директор АНБ Майкл Роджерс

Американская разведка полагает, что Россия вмешивалась в прошлогодние предвыборные процессы в США, Федеральное бюро расследований (ФБР) ведет по этому поводу официальное расследование. При этом подтверждением обоснованности утверждений президента страны Дональда Трампа о прослушке его предвыборного штаба прежней администрацией Барака Обамы разведка не располагает. Эти известия стали главным итогом первых публичных слушаний, состоявшихся в понедельник, 20 марта, в специальном комитете по разведке Палаты представителей Конгресса США, по поводу предполагаемой роли России в американских всеобщих выборах 2016 года. Свидетелями на слушаниях, продолжавшихся почти пять с половиной часов лишь с одним десятиминутным перерывом, выступали директор ФБР Джеймс Коми и директор Агентства национальной безопасности (АНБ, электронная разведка) Майкл Роджерс.

Оценка не изменилась

Оба сразу предупредили, что на открытом заседании не могут вдаваться в подробности своей работы. Но Роджерс сказал, что мнение разведсообщества США по вопросу о якобы имевшем место российском вмешательстве в выборы не изменилось. "Сегодня, спустя более двух месяцев после той оценки, мы продолжаем ее поддерживать в том виде, в котором она была дана, — заявил он. — Неизменным остался и уровень нашей уверенности в данной оценке".

Коми напомнил, что ФБР обычно не подтверждает даже сам факт расследований, тем более секретных. Но в данном случае — в силу "необычных обстоятельств, когда это в интересах общественности", — из данного правила сделано исключение. "Я уполномочен министерством юстиции подтвердить, что ФБР в рамках контрразведывательного направления своей работы ведет расследование по поводу попыток российского правительства повлиять на президентские выборы 2016 года", — сказал он.

"Это включает расследование характера любых связей между любыми лицами, связанными с предвыборной кампанией Трампа и правительством РФ, а также вопроса о том, существовала ли какая-либо координация между кампанией и усилиями России", — продолжал Коми. "Как и при любом контрразведывательном расследовании, будет также дана оценка того, совершались ли какие-либо преступления", — добавил он.

Цели слушаний

Председательствовавший на заседании глава спецкомитета по разведке республиканец из Калифорнии Девин Нуньес во вступительном слове объяснял, что слушания призваны пролить дополнительный свет на три темы: какие шаги Россия могла предпринимать в отношении прошлогодней гонки в США и не было ли сговора между россиянами и предвыборным штабом Трампа; не было ли "необоснованного надзора" за этим штабом со стороны прежней демократической администрации Обамы; наконец, "кто был источником утечек в прессу секретной информации".

Сам Трамп еще до начала слушаний сделал в своем Twitter запись о том, что "демократы выдумали и раздули "российскую историю", чтобы оправдаться за свою провальную предвыборную кампанию". По убеждению американского лидера, расследовать надо не эти инсинуации, а утечки секретной информации.

"Демократы выдумали и продвигали российскую историю, чтобы оправдать свою ужасную кампанию. [У них было] большое преимущество в коллегии выборщиков, а они проиграли!", — Дональд Трамп

Все это подтверждало справедливость мнения Москвы о том, что в Вашингтоне происходят сугубо внутренние политические разборки. "Это внутриамериканские дела, — заявил журналистам в преддверии слушаний пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. — Наше отношение в целом к этой истерике хорошо известно, добавить нам нечего". Как известно, в России не раз на самом высоком уровне отвергали инсинуации по поводу вмешательства в политические процессы в США.

Общий фон

Многочасовое политическое шоу на Капитолийском холме развивалось в понедельник в полном соответствии с ожиданиями. Антироссийская риторика большей или меньшей степени агрессивности служила для всех выступающих общим фоном. Например, демократ из Калифорнии Джеки Спейер заявила, что считает действия Москвы "актом гибридной войны" против Америки. Отвечая на ее вопросы, Коми и Роджерс, в частности, подтвердили, что считают РФ противником США.

А чуть позже они добавили, что Москва якобы и дальше будет действовать в том же духе. "Они вернутся, — сказал Коми. — Один из уроков, который они могут из всего этого извлечь, — что они добились успеха, поскольку внесли хаос, раскол и раздоры, посеяли сомнения относительно нашей замечательной страны и нашего демократического процесса".

Межпартийная пикировка

Другое дело, что в условиях острой внутриполитической борьбы в США законодатели старались ловить друг друга и свидетелей на противоречиях. Так, республиканец из Юты Крис Стюарт сказал, что, если приписываемые России действия направлены прежде всего на подрыв всей американской политической системы, непонятно, почему разведка США в декабре вдруг принялась утверждать, будто Москва сделала ставку на Трампа, считавшегося до самого дня голосования заведомым аутсайдером.

"Они стремились вставлять палки в колеса наших выборов, вредить нашей стране в целом, — сказал по этому поводу Коми. — К этому всегда все в конечном счете сводится. Госсекретаря Клинтон они ненавидели, хотели ей навредить и сочли, что у них есть шанс помочь Трампу, но позже решили, что тот безнадежен, что надо сосредоточиться на подрыве позиций Клинтон, особенно в глазах европейских союзников".

Один из демократов, конгрессмен из Коннектикута Джеймс Хаймс, попытался поставить под сомнение очередную запись Трампа в Twitter, сделанную непосредственно по ходу слушаний. "АНБ и ФБР объясняют Конгрессу, что Россия не повлияла на выборный процесс", — написал президент. Хаймс же счел, что это не совсем верно, попросив руководителей спецслужб это подтвердить. Проконсультировавшись с Роджерсом, Коми ответил: "У нас нет своего мнения, нет своей точки зрения, нет никакой информации насчет влияния на избирательный процесс в США". "Мы это не рассматривали", — добавил он.

Далее по ходу слушаний Коми спросили, "имели ли место попытки взлома каких-либо избирательных систем" в США в преддверии выборов. "Мы не видели никаких признаков этого, — ответил директор ФБР. — Мы видели попытки проникновения в базы данных для регистрации избирателей, в избиркомы на уровне штатов... Но мы не видели никаких усилий, направленных на само голосование, на машины для голосования, подсчет голосов, передачу итогов голосования".

В целом законодатели, особенно к концу заседания, стремились уже не столько задавать вопросы, сколько озвучивать пропагандистские позиции своей партии. Некоторые даже прямо в этом признавались, задавая вопросы, на которые свидетели-разведчики заведомо не готовы были отвечать.

Возможная прослушка Трампа

Едва ли не больше всего американцы ждали от слушаний ответа на вопрос о том, на что Трамп опирался, публично обвиняя Обаму в прослушке своего предвыборного штаба. Но объяснений на этот счет не последовало.

Коми по этому поводу сказал, что у него "нет никакой информации, подтверждающей эти записи в Twitter. При этом он уточнил, что говорит не только за ФБР, но и за весь минюст США.

Роджерса спрашивали, не велась ли такая прослушка с подачи администрации Обамы британской разведкой. Но он ответил, что и сам не направлял зарубежным партнерам подобных запросов, "поскольку это прямо противоречило бы" профильным договоренностям разведслужб, и "не видел никаких подтверждений" того, что это мог делать кто-то другой.

Кстати, поскольку Трамп упоминал и о маккартизме, Коми спросили, "не занимался ли он маккартизмом". "Я изо всех сил стараюсь не заниматься никакими "измами", включая маккартизм", - ответил директор ФБР.

Что дальше

Состоявшиеся в понедельник слушания — далеко не последний раунд разбирательств на тему "Россия и прошедшие выборы" в Конгрессе США. Уже 28 марта Нуньес собирается вновь созвать свой комитет для того, чтобы заслушать бывших руководителей американской разведки при Обаме. Разговор обещает быть интересным, потому что будет проходить под присягой, а организация утечек в прессу закрытой служебной информации, как подтверждали Коми и Роджерс, является по американским законам "тяжким правонарушением".

Уже 30 марта эстафету собирается принять специальный комитет по разведке в верхней палате Конгресса — Сенате.

Коми спрашивали и о том, как долго обычно длятся подобные расследования ФБР. "Заранее сказать трудно. И, честно говоря, — просто невозможно", — признался он.

Андрей Шитов

Читать на tass.ru
Теги