Что такое "либрета" и почему Куба не отказывается от карточной системы
Каждый кубинец имеет право ежемесячно получать по символическим ценам разнообразные продукты питания — от бобов до соевого масла
В 1962 году, когда США объявили торгово-экономическую блокаду Кубы, Гавана ввела карточную систему снабжения населения продовольствием. Эта мера планировалась как временная — на период дефицита, но действует она и по сей день, приходя на помощь народу в тяжелые времена.
"Либрета"
Каждый кубинец с рождения приписан к продуктовой лавке по месту жительства — бодеге. Через нее товары распределяются по символическим ценам.
В бодегу жители карибской страны приходят с книжечкой размером с ладонь, которую называют "либрета". Она обеспечивает каждому кубинцу право ежемесячно получать по субсидированным ценам 3 кг риса, 0,5 кг бобов, пакет макаронных изделий, 2 кг сахара, 0,5 л соевого масла, пакетик кофе, пять яиц, соль и небольшое количество куриного мяса и рыбы.
Рыба, к слову, появляется в бодеге не всегда, и ее частенько заменяют курицей. Еще кубинцам положено в месяц 0,5 кг вареной колбасы, вместо которой могут выдать не сильно любимую в народе смесь мясного фарша и соевой массы. Кроме того, каждый день по "либрете" выдается 80 грамм хлеба на человека.
Для детей существуют дополнительные пайки. Им предоставляются, например, сухое молоко, соевый йогурт, компоты из фруктов. Эту льготу кубинские власти предоставляют также гражданам, страдающим от хронических заболеваний. В зависимости от того, какая у человека дома плита, ему полагается газовый баллон, керосин или даже древесный уголь.
Кубинцы должны предъявлять "либрету" каждый раз, когда приходят в бодегу. Продавец, в свою очередь, обязан отмечать в ней ручкой, сколько и какого товара было выдано.
Насущная необходимость
Из-за экономических трудностей, с которыми столкнулась страна после распада Советского Союза, из "либреты" с начала 1990-х годов исчезли многие позиции: по карточкам перестали продавать одежду, игрушки, зубную пасту, стиральный порошок, картофель, сигареты. Кроме того, сократились порции отпускаемых продуктов.
"После распада СССР и социалистического лагеря, когда поставки товаров на Кубу значительно сократились, "либрета" сыграла чрезвычайно важную роль: она позволяла справедливо распределять то немногое, что закупалось за границей или производилось внутри страны", — отмечает обозреватель издаваемой в городе Сантьяго-де-Куба газеты Sierra Maestra Рафаэль Карела Рамос.
По словам кубинцев, прожить исключительно на карточку сложно: нормированных продуктов хватает недели на две. Дальше приходится идти на рынки и в супермаркеты, где ассортимент сравнительно шире, но цены во много раз выше. Тем не менее для значительной части населения "либрета" является серьезным подспорьем. "Для многих жителей острова "либрета" по-прежнему остается насущной необходимостью, поскольку далеко не все получают денежные переводы от родственников из-за границы, работают в компаниях с иностранным участием, владеют ресторанами, сдают жилье и имеют высокие зарплаты", — поясняет Карела Рамос.
Одна из причин сохранения карточной системы — низкие доходы населения. По данным Национального бюро статистики и информации, среднемесячная зарплата на Кубе в 2016 году составляла 740 кубинских песо ($29,6). Минимальный размер пенсии в стране — 200 песо ($8). При этом пакет молока в магазинах стоит порядка $2, свиная замороженная котлета — $1.
Самые высокие зарплаты получают работники сахарной промышленности — 1246 песо ($49,8). Далее следуют работники горнодобывающей промышленности — 1218 песо ($48,7). Замыкают "тройку" сотрудники финансовой сферы — 1032 песо ($41,2). Самая низкая оплата труда у муниципальных служащих, а также у тех, кто занят в сферах социального обеспечения, культуры и спорта, — около 510 песо ($20,4).
В 2007 году, когда начала вестись данная статистика, средняя зарплата кубинцев составляла всего 408 песо ($16,3). Так, за десять лет она выросла почти в два раза.
Самые высокие зарплаты получают жители провинций Сьего-де-Авила, Вилья-Клара и Матансас, а самые низкие — жители Гуантанамо и Сантьяго-де-Куба. Вместе с тем почти 570 тыс. кубинцев (около 12% всех занятых) работают в частном секторе и зарабатывают гораздо больше, чем госслужащие. Кроме того, многие жители Кубы имеют родственников, эмигрировавших за границу, и регулярно получают от них денежные переводы.
Сторонники и противники
Многие кубинцы опасаются, что исчезновение карточной системы больно ударит по беднейшим слоям населения. Другие же считают, что дешевле и эффективнее было бы оказывать адресную помощь: выдавать пособия малоимущим, а не продавать товары по заниженным ценам.
"Без "либреты" будет очень тяжело прожить. Она уже многие годы нас выручает. Благодаря ей у нас всегда есть, что поставить на стол", — говорит пожилой житель Гаваны по имени Рене.
А вот многие молодые кубинцы с ним не согласны. "Карточная система — это прошлый век. Ее давно пора отменить, поднять зарплаты и давать пособия малоимущим", — полагает 20-летний Анхель.
Среди критиков "либреты" — председатель Госсовета и Совета министров Кубы Рауль Кастро. В 2011 году он сообщил, что государство тратит ежегодно на продовольственные субсидии более $1 млрд.
"С годами "либрета" превратилась в непосильную нагрузку на экономику. Кроме того, она нивелирует стимул работать и приводит к различным злоупотреблениям в обществе", — отметил кубинский лидер.
Вместе с тем он подчеркнул, что отмена "либреты" должна осуществляться постепенно. "Никому в здравом уме в руководстве этой страны не придет в голову в одночасье объявить о ликвидации этой системы, без предварительного создания для этого необходимых условий", — заявил Кастро.
"При отмене "либреты" необходимо будет очень тщательно подходить к вопросу о том, кому действительно требуется помощь, чтобы наиболее уязвимые слои населения не остались без государственной поддержки", — отмечает обозреватель Sierra Maestra Карела Рамос.
Хотя карточная система и подвергается серьезной критике, именно она пришла на помощь почти 12-миллионному населению острова в тяжелые для Кубы годы после распада СССР и социалистического лагеря.
Андрей Бекренев